12.07.2021 2107

Страна готовится к празднованию 30-летия со дня провозглашения государственной независимости. За этот короткий отрезок времени в республике проделана масштабная работа по коренному реформированию экономики, политической и социальной сфер, изменившая мировоззрение и жизнь нашего народа и повысившая престиж страны на мировой арене. Главной целью всех проводимых реформ является последовательное повышение уровня благосостояния и качества жизни населения Узбекистана на основе обеспечения устойчивого развития. Данная цель задекларирована в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и полностью отвечает Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой ООН в 2015 году.       

Стратегический приоритет страны в долгосрочной перспективе - войти в список стран с высоким средним уровнем дохода к 2030 году, что подразумевает увеличение душевого дохода более чем в два раза, снижение уровня бедности и неравенства среди граждан. Для достижения этих целей Узбекистан делает ставку на либерализацию и структурные реформы, внедряя основные принципы ответственного и эффективного управления. Это означает наличие действенных органов и законов, способных поддерживать благоприятную среду для развития рынка и обеспечения защиты прав человека, а также участия широких слоев населения в процессах принятия политических решений, влияющих на их жизнь и достижение справедливых экономических и социальных результатов. В основу всех широкомасштабных реформ в Узбекистане заложен важнейший приоритетный принцип «Интересы человека превыше всего», который созвучен с главным принципом ЦУР «Не оставить никого позади». 

Следует отметить, что государственность Узбекистана имеет многовековую историю, берущую начало с «Уложений Темура». В центре внимания нашего государства всегда находились вопросы социально-экономического развития, постоянная забота об ученых, деятелях культуры. Именно опираясь на законы, Амир Темур сумел повысить эффективность деятельности аппарата управления, обеспечить справедливость и беспристрастность в принятии решений. Современный Узбекистан стремится сохранить лучшие традиции национальной государственности, заложенные нашими выдающимися предками. 

В частности, сильные желание и воля правительства решать системные проблемы через законодательные и институциональные реформы способствовали созданию более открытого и прозрачного процесса подготовки проектов законов. За период с сентября 2016-го по январь 2020 года правительством Узбекистана было принято или изменено как минимум 165 законов. Многие из них направлены на реформирование судебной системы, уголовных, гражданских и экономических процедур, системы здравоохранения, государственных закупок, распространение правовой информации, борьбу с коррупцией, гарантию равных прав и возможностей для женщин и мужчин и не только. Многие из актов находятся на этапе подготовки и ожидают принятия. Все это позволяет сформировать прочную законодательную основу, соответствующую международным нормам и стандартам, что в свою очередь улучшит сотрудничество между правительством и органами, занимающимися правами человека и гражданским обществом, в достижении ЦУР.  

Сейчас в стране активно проводится административная реформа, результатом которой должно стать полноценное воплощение в жизнь идеи «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Передовой опыт зарубежных стран показывает, что реформирование государственной службы включает целый ряд направлений, предусматривающих четкое разграничение полномочий властных структур и повышение их ответственности; децентрализацию административных единиц с большей их ориентацией на качество и эффективность; снижение уровня бюрократизации государственных служб; повышение престижа профессии государственного служащего; применение принципа меритократии; формирование действенной системы мотивации сотрудников государственных органов к непрерывному профессиональному развитию; совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих.

Еще одним важным аспектом оптимизации государственного управления является цифровизация, которая преобразует государственные услуги, повышая тем самым качество и эффективность государственного сектора. Создание электронного правительства позволяет усилить прозрачность в борьбе с коррупцией, расширить демократию, обеспечить доступ к информации и участию в процессах рыночной экономики.

За последнее время в Узбекистане значительно укрепилась нормативная база в сфере Е-правительства. Так, в 2017 году начала действовать новая версия Единого портала интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), в 2018-м образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» с целью привлечения и консолидации средств инвесторов для реализации проектов в сфере на условиях государственно-частного партнерства, в том числе связанных с внедрением технологии блокчейн. Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» от 19 февраля 2018 года, а также постановление главы государства «Об организации деятельности Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» от той же даты направлены на дальнейшее развитие современных ИТ и коммуникаций, создание целостной системы оказания электронных государственных услуг, внедрение новых механизмов диалога государственных органов с населением.

Развитие электронного институционализма в республике находится в начале пути, но уже сегодня является фактором устойчивого экономического роста: способствует расширению конкурентных рынков, делает более прозрачными действия правительства, привлекает иностранный капитал и в результате ведет к снижению трансакционных издержек и экономическому росту. Так, по данным Всемирного банка, в период пандемии коронавируса, несмотря на кризисную ситуацию в мире, негативные последствия отразились не спадом в экономике, а только снижением темпов экономического роста до 0,6 процента.

Принятая в октябре 2020 года Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030» в качестве основных приоритетов предусматривает дальнейшее совершенствование системы электронного правительства, развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий.

А проводимые институциональные реформы позволили сформировать гражданское общество, включая увеличение на 20,7 процента числа негосударственных некоммерческих организаций за последние четыре года, укрепление института махалли, усиление его роли и статуса, создание независимых средств массовой информации, возможности большей свободы обсуждать и влиять на принятие решений правительства и местных органов власти. Cерьезно активизирована работа в информационной сфере, выведена на качественно новый уровень деятельность пресс-служб государственных органов и организаций, средств массовой информации для того, чтобы оперативно и надлежащим образом реагировать на возникающие вызовы в медиапространстве, запросы общества на своевременное предоставление всеобъемлющей информации о широкомасштабных реформах в стране. Существенно усилен парламентский контроль за исполнительной властью, реализацией правовой реформы, подотчетностью органов власти перед населением, соблюдением прав человека.

Наряду с большими возможностями существуют вызовы и угрозы. Основным вызовом является коррупция, несмотря на то, что Узбекистан поднялся на семь позиций в Индексе восприятия коррупции Transparency International за 2020 год. В стране развернута масштабная программа противодействия коррупции, однако некоторые предусмотренные меры пока не реализованы. Дальнейшее укрепление правовых и институциональных основ противодействия коррупции, растущая открытость госорганов в сфере борьбы с этим явлением, внедрение оценки коррупционных рисков в организациях и системы контроля соответствия требованиям, а также повышение роли гражданского общества могут искоренить это зло, являющееся серьезным препятствием для реализации принципов эффективного управления в достижении ЦУР.  

Другим серьезным вызовом является отсутствие самостоятельности некоторых местных органов власти при решении стратегических задач в регионах, узкие полномочия в расходовании и поступлении средств в местные бюджеты, с одной стороны, и ограниченные возможности для надзорной функции в отношении представителей исполнительной власти на местах - с другой.

Существуют проблемы и в судебной сфере: недостаточная цифровизация судебных процессов приводит к слабому уровню прозрачности и затрудненному доступу к правосудию.

Как говорили древние: «Дорогу осилит идущий». На пути к устойчивому развитию преодоление вызовов в сочетании с созданием благоприятных правовых и институциональных механизмов реализации принципов эффективного государственного управления позволит Узбекистану серьезно продвинуться в построении демократического и правового государства, способного обеспечить достойную жизнь своим гражданам, поможет в достижении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Рано Джураева.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры Университета мировой экономики и дипломатии.

Источник: Правда Востока №136(29640) от 06.07.2021г.