Демократизация: созидателем перемен выступает сам народ
12.09.2020 2556
Как справедливо отметил Президент в своей поздравительной речи по случаю празднования 29-летия Независимости нашей страны, сегодняшний Узбекистан уже мало чем напоминает то, какой была республика еще несколько лет назад. Изменения произошли глобальные, во всех сферах проведены коренные преобразования, а главным принципом государственной политики обозначено выстраивание прямого диалога госорганов с народом, реализация идеи о том, что главный инициатор реформ - само общество.
Обретение государственного суверенитета обозначило начало кардинальных преобразований, в которых обеспечение прав человека всегда рассматривалось как приоритетное направление. Статья 13 Основного Закона страны гласит: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами». Избрав курс демократического развития, Узбекистан действует исключительно во благо народа, светлое и счастливое будущего каждого гражданина.
Важно отметить, что в области защиты прав и интересов людей за последние несколько лет произошли коренные изменения, так как проводимая в этом направлении политика способна обеспечить государство возможностью успешной интеграции с мировым сообществом.
Большим этапом начала реализации курса реформ Президента стало принятие в феврале 2017 года Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Наша страна фактически встала на новую ступень демократического и правового развития, дальнейшего реформирования всех сфер жизни общества. Стратегия действий, можно сказать, дала старт коренным преобразованиям и модернизации страны, а также дальнейшему совершенствованию системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека.
В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, либерализации экономики, в Стратегии действий предусмотрены мероприятия по пяти направлениям, в каждом из которых акцентируется внимание и на правах человека. Предусмотрено совершенствование государственного и общественного строительства с целью дальнейшего усиления роли парламента и политических партий в углублении демократизации.
Во главу угла политики сегодняшнего Узбекистана ставится в первую очередь повышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли средств массовой информации. Безусловно, претворение в жизнь масштабных инициатив возможно лишь при участии людей, именно поэтому одна из главных целей - формирование в стране сильного гражданского общества, способного самостоятельно определять вектор своего развития. Именно оно служит гарантом эффективной судебной защиты интересов общества от любых злоупотреблений властью, препятствует нарушению прав человека, ограничивает коррупцию и прочие негативные факторы, служащие барьером для поступательных преобразований.
Второе направление Стратегии действий предусматривает обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы. Таким образом, внимание государства сосредоточено на обеспечении гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствовании системы оказания юридической помощи и правовых услуг. В Узбекистане проводится большая работа по совершенствованию судебно-правовой системы, либерализации уголовного законодательства, возвращению к нормальной жизни людей, сбившихся с правильного пути.
Стабильное будущее
В приоритете также развитие и либерализация экономики. Реформы в сфере народного хозяйства направлены на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста отечественной экономики.
Как отметил глава государства в поздравлении народу Узбекистана по случаю 29-летия Независимости, несмотря на карантинные ограничения, вызванные пандемией коронавируса, в стране последовательно продолжалась начатая масштабная работа по развитию промышленности и сельского хозяйства, созданию современных производств. «Мы сумели сохранить источники дохода и уровень жизни основной части населения. Вследствие введения карантинных ограничений приостановили свою деятельность 16,7 тысячи из 72,5 тысячи промышленных предприятий. Благодаря проделанной системной работе производство возобновлено на 16,6 тысячи предприятий» - сказал Президент Шавкат Мирзиёев.
Экономическая стабильность гарантирует стране светлое будущее, создает возможности для кооперации с международными компаниями и организациями, авторитетными финансовыми институтами, привлечения иностранных инвестиций. Вхождение Узбекистана в число стран с развитой экономикой и высокими показателями производства и промышленности является приоритетной задачей, на реализацию которой направлен целый ряд важных нормативно-правовых документов.
Высшая ценность - права человека
Большая роль на современном этапе развития в Узбекистане отводится совершенствованию социальной сферы. Проводимые в этой области реформы направлены на последовательное повышение занятости, реальных доходов населения и активности женщин, укрепление системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья и социальной инфраструктуре, улучшение качества образования, развитие культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики и многое другое. Таким образом Стратегия действий явилась «дорожной картой» Узбекистана по выполнению Целей устойчивого развития ООН и реализуется в пять этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной Государственной программы по ее реализации в соответствии с объявляемым наименованием года.
- 2017-й в республике был объявлен Годом диалога с народом и интересов человека, утверждена одноименная Государственная программа, предусматривающая реализацию комплекса законодательных, институциональных, информационно-просветительских мер, направленных на обеспечение верховенства закона и усиление гарантий надежной защиты прав, свобод и интересов граждан. Именно тогда дан старт курсу реформ по обновлению страны, открытию ее для мирового сообщества, интеграции с зарубежными государствами, - говорит кандидат юридических наук, доцент УМЭД Муаттара Рахимова. - В настоящее время Узбекистан присоединился более чем к 80 международным документам по правам человека, в том числе шести основным договорам и четырем факультативным протоколам ООН, а также на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.
Также в 2017 году в Узбекистане приняты кардинально новые принципы и стиль взаимоотношений государственных органов с гражданами, направленные на преодоление оторванности отдельных чиновников и должностных лиц от реальных проблем и потребностей населения. В основу решения недочетов положен принцип глубокого изучения и качественного и своевременного рассмотрения обращений граждан. В частности, созданы системы Народных приемных Президента в центре и на местах для контроля и мониторинга деятельности госорганов и должностных лиц по принятию законных решений, направленных на восстановление нарушенных прав, свобод и интересов человека, содействие в реализации потребностей населения по всем жизненно важным вопросам. Внедрены новые эффективные формы и механизмы открытого диалога с населением на основе регулярной отчетности руководителей государственных органов всех уровней перед населением, это касается как хокимов, так и руководителей органов прокуратуры, внутренних дел и других.
Мы видим, какая масштабная работа проводится в последние годы по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов в национальное законодательство и выполнению международных обязательств, а также активизации сотрудничества с организациями по вопросам защиты прав человека. Президент справедливо сказал: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», указав на важность принятия Национальной стратегии по правам человека.
- 22 июня 2020 года Указом главы государства утверждена Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, которой предусмотрены широкомасштабные реформы в обеспечении защиты интересов граждан, - продолжает М. Рахимова. - В этом деле большое значение имеют кардинальные преобразования в общественном и государственном управлении, укрепление эффективных механизмов парламентского и общественного контроля. Стратегия разработана и осуществляется в рамках экономических и социальных изменений, что способствует рациональному распределению сил и ресурсов государства и гражданского общества, повышению эффективности и качества государственного управления в условиях глобализации, трансформации и усиления стратегических рисков и угроз.
Основные положения Стратегии заключаются в четком определении приоритетов и направлений дальнейшего совершенствования национальной политики в области прав человека; наличии сформулированных задач, разбитых на этапы, что позволяет более точно синхронизировать усилия; определении конкретного круга участников процесса реализации Стратегии, координаторов и пользователей; учете новых тенденций и лучшего зарубежного опыта в области прав человека.
Инициаторы реформ
С первых дней независимости Узбекистан находится в процессе построения сильного демократического государства, активно развивающего экономику, где высшей ценностью является человек. Сейчас в стране созданы необходимые условия для защиты прав граждан, их интересов и свобод, имеются возможности для самореализации, особенно молодежи. В качестве важнейшей задачи на пути демократизации определено создание и развитие самостоятельных, устойчивых, многообразных институтов гражданского общества.
- Как и в любом развитом государстве мира, основу гражданского общества в Узбекистане составляют независимые общественные организации - ННО, - говорит М. Рахимова. - Сегодня они занимаются оказанием населению социальных услуг, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека, решением вопросов местного значения. Через механизмы общественного контроля способствуют обеспечению прозрачности и эффективности работы государственных органов. Наряду с этим в Узбекистане реализуется ряд мер по созданию организационно-правовых, материальных условий для формирования и развития ННО. Осуществляемые широкомасштабные реформы, определенно, меняют мировоззрение и образ жизни людей.
Президент Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису 24 января этого года выдвинул ряд предложений по развитию гражданского общества. В частности, для усиления общественного контроля и установления более тесного взаимодействия между государством и обществом глава государства предложил создать Общественную палату Республики Узбекистан. А 16 апреля 2020-го был издан Указ лидера страны «О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан». В документе определены основные направления деятельности ОП. Предусмотрено налаживание современной формы системного и эффективного диалога, объединяющего усилия государства, населения и институтов гражданского общества, направленные на дальнейшее ускоренное и всестороннее развитие страны, содействие в активизации участия жителей в делах государства и общества.
- Если взглянуть на зарубежный опыт по созданию Общественной палаты, то мы увидим, что почти во всех развитых существуют аналогичные консультативные органы, - говорит эксперт. - Например, во Франции действует Экономический, социальный и экологический совет, консультирующий парламент и правительство по вопросам развития общественно-политических процессов. В России же Общественная палата создана для осуществления взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета их потребностей и интересов. Общественной палате в Узбекистане даны функции использования механизмов общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга и подготовки ежегодного национального доклада о состоянии гражданского общества в Узбекистане.
Реализация эффективной государственной политики в области формирования правовой культуры направлена на воплощение в жизнь главных идей и принципов, заложенных в Основном Законе. Для того чтобы объединить усилия по повышению уровня жизни людей, эффективности работы госструктур и общественных институтов 9 января 2019 года Президент подписал Указ «О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе», которым утверждена Концепция повышения правовой культуры в обществе и «дорожная карта» по ее эффективной реализации.
- Проводимые реформы в сфере требуют расширения информированности общества, его социально-правовой активности, - считает М. Рахимова. - С принятием Указа в Узбекистане с января текущего года действует Национальный правовой интернет-портал. Кроме того, с июля 2019-го функционирует правовая информационная система Advice.uz, включающая в себя портал бесплатных консультаций населению.
Президент поставил четкие задачи по искоренению бедности, совершенствованию сфер образования, здравоохранения, науки. Подобные инициативы призваны вывести республику в ряд развитых стран мира. Кроме того, важно понимать, что эффективность всех реформ во многом определяют обеспечение верховенства закона, противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов.
***
Сейчас мы можем смело говорить, что настало время, когда принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу» необходимо реализовывать в полной мере так как этого требует само время. Как подчеркнул Президент: «Широкая общественность, сам наш народ становится инициатором и созидателем всех позитивных перемен. Граждане нашей страны, где бы они ни были, чувствуют, что находятся под защитой государства, силу закона и справедливости».
Только так строится сильное гражданское общество, ведущее страну к миру, процветанию и порядку.
Интервью с кандидатом юридических наук, доцентом УМЭД Муаттарой Рахимовой.
Евгения Юн.
«Правда Востока» №192 (29422) от 11 сентября 2020г.