07.08.2020 4118

В политике Узбекистана происходят существенные изменения. Страна стала более открытой, спорные вопросы решаются в конструктивном ключе и с учетом взаимных интересов. Базовые аспекты внешней политики республики заложены в Конституции. Уже в преамбуле Основного Закона говорится о приоритете общепризнанных норм международного права. Этот тезис сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

Статья 17 Конституции гласит: «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права».

Наша республика вольна заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, опираясь на высшие интересы государства, народа, на приумножение его благосостояния и сохранение безопасности.

Сформулированный в 2012 году приоритет Центральной Азии во внешней политике Узбекистана сохраняет свою актуальность и сегодня. Президент Шавкат Мирзиёев уделяет большое внимание решению региональных проблем, выстраиванию тесного диалога с ближайшими соседями. Об этом свидетельствуют встречи, проводимые на высшем уровне, и инициативы по решению вопросов делимитации и демаркации границ, рост взаимовыгодного сотрудничества, конструктивный диалог по искоренению накопившихся межгосударственных проблем.

Известно, что в последние годы наша страна значительно укрепила свои позиции на мировой арене в качестве сильного и обладающего большим потенциалом партнера. Мы расширили и восстановили сотрудничество с рядом крупных и авторитетных международных организаций. В их числе Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк. Все более динамичный характер приобретает взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

Можно смело говорить, что Узбекистан признан одной из ведущих стран в Центральной Азии по показателям роста ВВП, привлечения иностранных инвестиций и капитала, развития сфер строительства, промышленности, сельского хозяйства. Под руководством Президента начаты и успешно претворяются в жизнь масштабные проекты.

Одним из главных внешнеполитических событий обновленного Узбекистана можно считать состоявшуюся 30 ноября 2019 года в Ташкенте по инициативе главы нашего государства Консультативную встречу лидеров стран Центральной Азии. Результаты саммита показали: региональный диалог ознаменовал дальнейший ход развития событий, основывающийся на новых приоритетах и задачах. Сейчас ЦА становится сильной и сплоченной на платформе мировой арены, а устранение препятствий, мешающих потоку товаров, услуг и капитала, входит в число актуальных вопросов региональной повестки.

Лидер Узбекистана за короткий период существенно изменил подход к решению существующих проблем в развитии регионального сотрудничества. Благодаря его инициативам страна разрешила многие годами копившиеся разногласия. Так, по инициативе главы нашего государства в корне изменен подход к решению трансграничных водно-энергетических проблем. Руководитель страны предложил содействие в строительстве ГЭС на территориях Кыргызстана и Таджикистана. По-прежнему приоритетным остается укрепление партнерских отношений со странами ЦА. Главное, нам удалось достичь конструктивного диалога и прийти к всеобщему пониманию того, что сплоченная Центральная Азия - залог процветания каждого находящегося на ее территории государства.

Подход к решению региональных вопросов Президента Узбекистана позволил в короткие сроки повысить уровень регионального взаимодействия. Это выразилось и в росте внутрирегиональной торговли.

В целом можно сказать, что повысился уровень регионального доверия и взаимодействия. Это проявилось в резком сокращении случаев столкновений. Также наша республика стала инициатором региональных саммитов, на которых обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся развития и процветания региона.

Президент Шавкат Мирзиёев выстраивает внешнюю политику, отталкиваясь прежде всего от национальных интересов. В сложившихся в настоящее время условиях Узбекистан считает более целесообразным получение статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе.

Стоит отметить, что позитивные сдвиги в сфере регионального сотрудничества сыграли положительную роль в кризисный период пандемии, когда благодаря сложившимся традициям взаимодействия лидеры стран Центральной Азии находятся в регулярном контакте и информируют друг друга о ситуации в своих республиках, сообща координируя принимаемые меры по борьбе с COVID-19.

С момента введения карантинного режима большинство стран были вынуждены закрыть границы в целях недопущения распространения коронавируса на своей территории. Приостановление авиасообщения сказалось на темпах торговли и товарооборота. Возросла ценность медицинских масок, защитных и санитарно-гигиенических средств, медтехники, что стало поводом для оказания странами безвозмездной помощи друг другу. Нашей республикой посильная помощь оказана ближайшим соседям - Кыргызстану, Таджикистану, Афганистану, а также Ирану, России, Беларуси и другим государствам. Взаимодействие в нынешних условиях приобрело особое значение, так как пандемия не знает границ и оставаться в стороне от проблемы просто невозможно. В складывающейся сегодня ситуации, когда ряд государств региона столкнулся уже со второй волной коронавируса и кризисом системы здравоохранения, меры доверия и межгосударственное взаимодействие должны сыграть свою положительную роль.

Наша республика выступает за тесное политическое, экономическое и культурное сотрудничество государств региона и придерживается той позиции, что «главный приоритет внешней политики Узбекистана - Центральная Азия». Как результат - в регионе создана совершенно новая атмосфера доверия, укрепляются связи, основанные на дружбе и взаимном доверии. На протяжении последних нескольких лет мы проводим открытую внешнюю политику по всем направлениям с целью создания атмосферы взаимовыгодного сотрудничества и обеспечения безопасности в регионе.

В целом можно с уверенностью говорить о том, что Узбекистан сохраняет преемственность внешнеполитического курса, внося необходимые корректировки, вызванные меняющейся внешней средой и пониманием национальных интересов государства.

Ильдар Якубов, доцент УМЭД

Газета «Правда Востока» №165 (29395) от 7 августа 2020г.