Сотрудничество во имя мира: приоритеты ШОС в обеспечении информационной безопасности
19.05.2020 3637
Шанхайская организация сотрудничества, все больше завоевывая международный авторитет, укрепляет свои позиции на политической арене. Сегодня важным направлением многостороннего сотрудничества в формате ШОС выступают вопросы гуманитарного сотрудничества, в том числе в сфере информации и развития IT-систем. На данном этапе недостаточно высокий уровень взаимодействия в области образования, культуры, науки и информации. В связи с чем требуется развернутый анализ фактических данных и выработка конкретных целевых программ.
Очевидно, что в целях развертывания широкого гуманитарного сотрудничества требуется реализация ряда важных совместных инициатив. Это относится к налаживанию контактов между научными и образовательными учреждениями, предоставлению грантов вузам и исследователям членов ШОС, развитию сотрудничества между общественными и культурными организациями, а также изучению взаимодействия в рамках ЕС, НАФТА, АСЕАН, других региональных и международных организаций.
Что касается сугубо информационной сферы, то она, как известно, является системообразующим фактором жизни общества и активно влияет на состояние политической, экономической, военной, других составляющих национальной безопасности, в том числе и государств - членов ШОС. Разумеется, она обретает все большую значимость и в общей системе национальной безопасности Узбекистана.
Продвижение инициатив в области международной информационной безопасности в рамках ШОС имеет позитивный характер. Это прежде всего отражается в выработке консолидированной позиции по профилактике кибератак и так называемой информационной войны, развязанной отдельными государствами, мировыми террористическими центрами и радикальными организациями. Однако до сих пор ШОС еще не может в полной мере противостоять такой глобальной угрозе, как деструктивная информация, распространяемая в интернете. Следует подчеркнуть, что международные террористические, экстремистские и сепаратистские организации используют мировые сетевые ресурсы для внедрения в информационные инфраструктуры государств ШОС. В связи с этим целесообразным представляется введение в международное право таких новых категорий, как «электронные границы» и «электронный суверенитет». А в рамках самой организации видится возможным создание специализированного органа, который выполнял бы функции так называемой киберполиции.
Не менее важно составление хорошо продуманного плана действий государств ШОС по обеспечению международной информационной безопасности. Проблемы правового регулирования в этой сфере вызывают озабоченность у всех стран - участниц организации, особенно в связи с глобализацией всевозможных вызовов и угроз XXI века. Очевидно, именно этим продиктована необходимость ответственности за содержание интернет-сайтов, равно как и интернационализации управления Всемирной паутиной. Все это вместе взятое носит международный характер и, помимо прочего, нуждается в дополнительном изучении для выработки взаимосогласованных предложений и их реализации.
Немаловажным фактором развития Шанхайской организации сотрудничества являются систематические информационные контакты деятелей науки, искусства, просвещения, общественных дисциплин. К сожалению, этот участок остается одним из недостаточно разработанных направлений. Дело в том, что до настоящего времени еще не определены общие критерии оценки научно-просветительской деятельности и ее влияния на сотрудничество в рамках ШОС. Считается, что информационные контакты в сфере науки, образования и культуры предпочтительно развивать на двусторонней основе. С чем не поспоришь. При этом следует принимать во внимание и важность развития общешосовских научных, гуманитарных и иных проектов, ценность которых состоит как в обмене научной информацией, так и получении принципиально новой, если так можно выразиться, совокупной. Что здесь важно учитывать?
Должна быть обеспечена выработка способности использования научного потенциала в противостоянии общим угрозам и вызовам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, сепаратизму, наркотрафику. Нет необходимости подробно излагать негативные последствия, которые несут странам ШОС подобные явления. Вместе с тем правоохранительные органы государств-участников должны располагать общей базой данных, осуществляющей учет и обмен информацией о транснациональных преступлениях и лицах, совершающих их. Такая база, имеющая соответствующие технические, пропагандистские и иные системные софты, обеспечивающие информационную деятельность органов правопорядка, должна быть нацелена на эффективное решение вопросов национальной безопасности стран - членов организации. То же относится и к региональной стабильности.
Кроме того, информационная составляющая функционирования ШОС, помимо прочего, необходима и для решения социально-экономических аспектов и комплекса вопросов, связанных с таможенным и пограничным режимами, а также для развития торговли. В этом направлении недостаточно только лишь рекламных проспектов или же описания возможностей производственных мощностей стран-участниц. Информация должна активно «работать» и на привлечение трудовых ресурсов, инвестиций, инженерно-технического персонала, не говоря уже о реализации совместных проектов и программ социально-экономического и научно-технического сотрудничества.
Не менее важным нюансом является распространение в мировых СМИ информации о странах ШОС и самой организации. Сообщество должно иметь ясное представление о целях, задачах и путях развития организации, ее вкладе в укрепление глобальной безопасности, стабильности, устойчивого и поступательного развития всех стран и народов. Как убеждает практика, порой сами страны - члены ШОС имеют невнятное представление друг о друге. Это касается не только сведений о текущей общественно-политической и социально-экономической действительности, но также об истории, культуре, национальных традициях и обычаях, ресурсном потенциале, особенностях каждого из ее членов. Нелишним здесь стало бы издание специальных проспектов о ШОС и странах, входящих в нее, проведение совместных мероприятий для прессы и так далее. Все это вкупе будет способствовать повышению авторитета Шанхайской организации в международных делах, ее влияния на разрешение существующих и предупреждение возможных межгосударственных и межрегиональных противоречий. Иными словами, информационно-культурологическая составляющая должна выдвинуть ШОС в число образцовых, передовых международных организаций, отвечающих всем требованиям современных глобальных процессов, строительства мира и демонстрирующих культуру нового межгосударственного поведения в условиях XXI века.
Нельзя не сказать и о том, что в формате Шанхайской организации сотрудничества должно быть создано единое информационное пространство. Что следует понимать под этим термином? Если есть слово «информационное», значит, следуя элементарной логике, должна присутствовать какая-то информация - оперативная, справочная, аналитическая. Если имеется понятие «единое пространство», значит подразумевается, что все участники и составные элементы этого пространства имеют возможность оперативно, в режиме реального времени размещать здесь данные либо задавать поиск необходимых сведений и пользоваться ими. При этом информация в обязательном порядке должна проходить процедуры формализации и стандартизации.
К настоящему времени Шанхайская организация сотрудничества выработала основополагающие подходы к системному взаимодействию в сфере информационной безопасности. В этом убеждает практика активного обмена информацией по линии правоохранительных органов, бизнес-структур, гуманитарно-образовательных и иных организаций. Вместе с тем в информационной сфере, особенно связанной с развитием IT, имеется ряд недостатков, упущений и нерешенных вопросов. В целях совершенствования сотрудничества в рамках ШОС требуется формирование единого информационного пространства, которое будет существовать при активизации национальных информсистем и подчиняться интересам всех государств-участников во имя мира, стабильности и сотрудничества.
Единое информационное пространство ШОС, направленное на решение положений, отраженных в основополагающих документах организации, можно рассматривать в качестве дополнительной площадки межгосударственного взаимодействия и сотрудничества. Что будет способствовать развитию глобальной информационной среды, от которой напрямую зависит система международной безопасности и стабильности.
Информационно-коммуникационный потенциал государств-участников является базовой предпосылкой для максимальной реализации человеком своих возможностей, прав и свобод. Появляются условия для решения многих вопросов, в числе которых создание дополнительных возможностей, обеспечивающих появление новых инструментов эффективного функционирования государства и общества; формирование глобального партнерства в целях устойчивого развития, безопасности, стабильности и процветания; предотвращение использования информационно-коммуникационных технологий в негативных целях; поддержка деятельности, осуществляемой в рамках ООН по рассмотрению существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности.
Государства - члены ШОС - имеют близость своих позиций и подходов по ключевым вопросам международной информационной безопасности. Шосовцам нужно не просто демонстрировать намерения, но и предпринимать конкретные усилия, направленные на противостояние, а в большинстве случаев - на предупреждение информационных вызовов и угроз. Главным образом это связано с развитием и негативным влиянием на социум электронно-сетевых систем и коммуникаций. Важно не допустить критического воздействия извне на национальные интересы стран - участниц ШОС.
Гульрух Абдусаламова.
Независимый соискатель УМЭД.
Опубликовано в издании "Правда востока" №104 (29334) от 19 мая 2020г.