27.02.2020 4638

20 февраля 2020 года Центром международно-правовых исследований и сравнительного публичного права Университета мировой экономики и дипломатии, Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан и Институтом проблем законодательства и парламентских исследований, при содействии Проекта ПРООН «Содействие модернизации законотворчества, нормотворчества и СОВАЗ» и Посольства Великобритании проведен “круглый стол” посвяшенный пилотированию методологии оценки регуляторного воздействия законопроекта «О ремесленничестве».

На мероприятии приняли участие представители Сената, Законодательной палаты Олий Мажлис, ассоциации «Хунарманд», Государственного налогового комитета, министерств финансов, юстиции, высшего и среднего специального образования, Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, Университета мировой экономики и дипломатии, Торгово-промышленной палаты, ПРООН, Посольства Великобритании и других ведомств, а также вузов.

Проект “Методология оценки регуляторного воздействия актов законодательства” был разработана Институтом парламентских исследований и проблем законодательства в 2019 году при содействии Программы развития ООН и посольства Великобритании. В целях оценки применимости, во второй половине 2019 года ИПЗПИ, при поддержке ПРООН и посольства Великобритании, с вовлечением Центра международно-правовых исследований и сравнительного публичного права и Центра экономических исследований и реформ начал пилотирование запустил пилотные проекты по оценке регуляторного воздействия законопроектов «О ремесленничестве», «О пчеловодстве», действующего закона «Об административных процедурах», а также пониженной ставки НДС.

На “круглом столе” были обсуждены первые результаты пилотного применения методологии оценки регуляторного воздействия законопроекта “О ремесленничестве”. В ходе обсуждений была подчеркнута высокая культурно-историческая ценность ремесленничества Узбекистана. Несмотря на высокий экономический потенциал ремесленничества, особенно во связке с развитием сектора турзима, значимость ремесленничества для республики обусловлена его художественной и исторической уникальностью, способностью сохранения многовековых традиций, стилей и методов обработки и выделки материалов, ручного производства товаров, обладающих высокой художественной ценностью. Ремесленничество, как вид деятельности, по праву может считаться национальным достоянием страны.

Вместе с тем, по результатам оценки законопроекта “О ремесленничестве”, группа экспертов пришла к выводу, что в рассмотренной редакции, его воздействие на развитие ремесленничества будет незначительным, поскольку все предусмотренные в законопроекте положения уже реализовываются в более, чем 20 действующих нормативно-правовых актах. При этом, развитие ремесленничества сталиквается с рядом вызовов, как недостаточное развитие инфраструктуры, механизмов содействия выходу на рынки сбыта как внутри страны, так и за ее пределы, административные ограничения в наборе ремесленниками учеников, а также доступность применения предоставленных льгот и преференций. Рассмотренная редакция не предлагала системных решения для полноценного ответа на эти вызовы.

С учетом результатов оценки подготовлены предложения о доработке законопроекта с учетом выявленных факторов, замедляющих развитие ремесленничества. В первую очередь, рекомендовано обратить внимание на создание прозрачных и объективных механимзов применения льгот, не зависящих от административного решения уполномоченных органов, выработку целостной государственной политики поддержки ремесленничества независимо от участия ремесленников в ассоциации и других объединениях, уделив особое внимание поддержке начинающих молодых ремесленников. Также рекомендовано включить в законопроект положения, предусматривающие активизацию взаимодействия добровольных объединений ремесленников с органами государственного управления и власти на местах в целях выработки конкретных мер по поддержке ремесленничества.

Дискуссия, развернувшаяся по итогам обсуждения результатов оценки, позволила сформулировать ряд дополнительных рекомендаций по дальнейшей доработке законопроекта.

Следует отметить, что данный «круглый стол» является очередным из серии «круглых столов», посвящённых оценке регуляторного воздействия актов законодательства в Узбекистане, проведенных ранее в УМЭД. Так, 6 ноября, 11–13 ноября 2019 года в конференц зале Уничерситета мировой экономики и дипломати проводился тренинг по практике применения методов оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов.

В их организации также принимали участие Институт парламентских исследований и проблем законодательства, Центр международно-правовых исследований и сравнительного публичного права и Центр экономических исследований и реформ. Техническое содействие было обеспечено проектом «Содействие модернизации законотворчества, нормотворчества и СОВАЗ» Программы развития ООН, а также посольства Великобритании в Узбекистане.

На тренинге прошли обучение с вручением сертификатов 22 специалиста министерств, ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, а также преподователи вузов, в том числе, УМЭД.