06.02.2020 4540

История многих ведущих стран мира свидетельствует о важности открытости и либерализации во всех сферах, в первую очередь социально-экономической. Масштаб и ход реализации реформ, важнейшие вопросы национального развития главы государств по сложившейся практике излагают в посланиях или обращениях к народу и их законно избранным представителям. Примером такого открытого диалога и созидательного курса в построении истинно демократического общества становится традиция ежегодного Послания Президента Шавката Мирзиёева парламенту, в ходе которого определяется программа приоритетных направлений развития страны на ближайший год.

В своем первом Послании Олий Мажлису 22 декабря 2017-го глава государства обратил внимание на итоги реализации Государственной программы "Год диалога с народом и интересов человека", явившимися первым этапом грандиозных начинаний Президента. Прог­раммной идеей первого Послания стал принцип "Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу". Народные и Виртуальная приемные Президента стали новыми инс­титутами гражданского общества демократического Узбекистана. Ведь только за первый год в них по самым наболевшим вопросам обратились более 1,5 миллиона граждан республики. Люди получили реальную возможность "достучаться" до власт­ных структур, выразить собственное мнение по актуальным проблемам.

Облик страны и ее международный имидж начали кардинально меняться. В экономике в 2017-2018 годы произошли серьезные реформы, сделаны существенные шаги по дальнейшей либерализации валютной, налоговой и таможенной политики государства, созданию благоприятного инвестиционного климата, произошел отход от самообмана и увлечения ложной статистикой и вымышленными победами, затяжной стагнации многих отраслей народно-хозяйственного комплекса республики. Так, в течение последних трех лет открыты 12 свободных экономических и 45 промышленных зон, созданы проектные основы 50 новых индустриальных зон и технологических парков, что послужило импульсом к дальнейшей активизации малого бизнеса и частного предпринимательства. Создание более миллиона рабочих мест и решение проблемы занятости населения, строительство доступного жилья стали главным приоритетом социальной политики страны.

Тогда же определялась задача защиты окружающей среды, улучшения экологической ситуации в зоне Приаралья.

Важным акцентом первого Послания стало совершенствование сферы образования. В короткие сроки построили и реконструировали сотни школ и дошкольных организаций, восстановили 11-летнее общее образование, открыли направления дистанционного и заочного обучения в вузах. В стране начали деятельность филиалы и совместные программы ведущих зарубежных учебных заведений. Цель ставилась уникальная - в обозримой перспективе обеспечить республике достойные позиции в сфере передовых научных изысканий, исследования и вовлеченность в разработку технологий, углубление интеллектуального потенциала узбекистанцев.

Диалог с соседями и открытость во внешней политике

Все же настоящим прорывом нового курса Президента стал кардинальный пересмотр отношений с ближними государствами в сторону выстраивания добрососедских и истинно партнерских связей. Этому послужила инициатива главы государства по обозначению Центральной Азии главным направлением в выстраивании внешней политики. Целый комплекс мер по нормализации отношений с ближайшими соседями создал атмосферу доверия и дружбы в регионе. Результатом таких шагов стало дальнейшее углубление стратегического партнерства с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном. Узбекистан впервые за многие годы продемонстрировал готовность играть конструктивную роль в урегулировании афган­ского кризиса, активно содействуя социально-экономиче­скому восстановлению сопредельных провинций южного соседа.

Четкие ориентиры на социальное развитие

Подтверждением продолжения курса реформ Президента Шавката Мирзиёева стало Послание к парламенту от 28 декабря 2018 года. Его главными посылами стали значительная стабилизация экономики, меры по успешной реализации ряда масштабных государственных программ - "Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий", "Каждая семья - предприниматель", "Yoshlar - kelajagimiz" ("Молодежь - наше будущее"), "Обод кишлок" и "Обод махалла".

В ходе их реализации в республике укрепилось состояние экономики, обновился облик городов и сел, вырос потенциал в развитии аграрного сектора, промышленно-производственной базы, транспортной коммуникации и сфере услуг, увеличилась инвестиционная привлекательность Узбекистана, в подтверждение чего мы вошли в топ стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом по оценкам ведущих рейтинговых агентств мира.

Залогом успеха начатых реформ, по словам Президента, стала высшая цель "…чтобы каждый человек в Узбекистане, независимо от его национальности, языка и вероисповедания, жил свободно, в мире и благополучии, был доволен своей жизнью". Возможно, поэтому Госпрограммой на 2019-й обозначены четкие ориентиры на активные инвестиции и социальное развитие, в которых первостепенными становились усилия по созданию открытой экономики, здоровой конкуренции, коренному улучшению деловой среды и инвестиционного климата; сокращению государственного присутствия в экономике, увеличению количества рабочих мест путем ускоренного развития частного сектора; достижению высоких темпов экономического роста за счет диверсификации экономики и повышения производительности труда; противодействию "теневому сектору" экономики и кардинальному сокращению его доли; последовательному продолжению либерализации валютной политики, осуществлению стабильной монетарной политики; подготовке квалифицированных кадров, способных активно участвовать в достижении стратегических целей экономического развития.

Инициатор - само общество

Важным приоритетом сегодня стала разработка Национальной концепции цифровой экономики, предполагающей коренное совершенствование практически всех отраслей экономики на основе современных технологий. Как отмечалось в третьем Послании Президента Олий Мажлису, цифровая экономика позволит обеспечить рост валового внутреннего продукта как минимум на 30 процентов и эффективную борьбу с коррупцией. Это подтверждают и аналитические исследования авторитетных международных органи­заций.

Масштаб, характер и эффект преобразований, проводимых в Узбекистане, нашли признание со стороны таких международных рейтинговых агентств, как "Fitch Ratings" и "Standard&Poor's". Последовательный отказ государства от излишнего банковско-финансового контроля, форсирование системных сдвигов в механизмах бюджетного регулирования и рыночного таргетирования, надежный уровень золотовалютных резервов, стабильный и относительно невысокий объем внешнего долга стали определяющими в получении позиций в рей­тинге.

Особое значение в современных условиях приобретают развитие агропромышленной отрасли, обеспечение продовольственной безопасности. В связи с этим становятся крайне важными сохранение и расширение объема посевных площадей, повышение их плодородия и урожайности, укрепления комплекса животноводства, его кормовой базы. Как отмечено в Послании, широкое внедрение в сельское хозяйство водосберегающих технологий, применение современных, инновационных методов развития аграрной отрасли, особенно в условиях, когда сокращение водных ресурсов становится глобальным вызовом, имеют особую важность.

Принципиальным шагом в продолжении начатых преобразований стали усилия по совершенствованию политики укрепления человеческого капитала. Стоит задача по повышению уровня дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования, расширению сети негосударственных образовательных заведений, совершенствованию практики проведения научных исследований в вузах.

Рефреном нынешнего Послания стала ключевая мысль Президента о том, что реформы - это обновление, изменение. Чтобы они дали положительный результат, измениться должно все наше общество, прежде всего мы сами, руководители. Изменится человек - изменится и страна, отметил глава государства. Возможно, именно поэтому центральной идеей в третьем по счету Послании парламенту стал принцип "Инициатор реформ - само общество". В связи с этим особое значение приобретает необходимость создания прочного гражданского общества. Без открытых и независимых СМИ как еще одной опоры реформ, что было подчеркнуто в Послании, все останется в прежнем состоянии или даже перейдет в стагнацию. Смыслом проводимых реформ должно стать создание атмосферы доверия между социумом и государством. Именно этим принципом руководствуется сегодня любая развитая страна. Важен фактор доверия, на основе которого консолидация становится не одномоментным явлением, а скорее слаженным процессом, отраженным в постоянном диалоге между обществом и государством. В японской модели государственного управления есть термин "коллегиальное партнерство", он наиболее близок к нашим начинаниям по выстраиванию национальной концепции социального партнерства. Именно в этом заключается сила рыночной экономики.

Сегодня мы имеем все условия для того, чтобы стать региональным экономическим лидером, если откажемся от изжившего себя и излишнего государственного патернализма. Рынок был и остается лучшим регулятором и заказчиком научных разработок и инноваций во всем мире. Именно такие движущие силы и мотиваторы стали основой цифровой модели экономического развития всех развитых зарубежных стран, включая США и Сингапур. Обозначенная Президентом стратегическая цель - занять достойное место в ряду передовых стран мира потребует неимоверных усилий по реформированию всего государства с опорой на новые технологии и достижения науки, что поможет и нашей стране стать со временем инновационным трендмейкером. Ведь добиться таких амбициозных целей в современном мире будет крайне сложно без самого главного - подготовки эрудированной и всесторонне развитой молодежи, прекрасно ориентирующейся в инновационных трендах современного мира. Наша страна обладает довольно солидным потенциалом подготовки кадров. Многие вузы республики сегодня активно развивают академические связи с профильными зарубежными партнерами, разрабатывая и предлагая молодым ученым и исследователям совместные междисциплинарные учебные программы и курсы, внедряют инновационные проекты, что воочию меняет облик всей университетской системы. Сейчас, как никогда прежде, необходимо направить все силы на укрепление интеллектуального, научного потенциала. Внутренняя синергия - главный двигатель начатых реформ.

Улугбек Хасанов.
Доцент, заведующий кафедрой УМЭД

Опубликовано в газете «Правда Востока» №26 от 5.02.20.