28.08.2018 14043

Для всех специалистов, интересующихся экономикой, политикой, технологиями, инновационным потенциалом, культурой и национальными особенностями Германии размещаем краткую страноведческую справку о Германии, которая поможет подробно ориентироваться в этих вопросах.

Центр международных экономических и политических исследований УМЭД.

 

Федеративная Республика Германия

 

 

 

 

 

 

Площадь территории — 357 408,74 км².

Численность населения — 82 175 684 жителей (на 1 января 2017г.).

Столица — Берлин.

Государственный язык — немецкий.

Денежная единица — евро.

Государственное устройство – федеративная республика.

Форма государственного правления — парламентская республика.

 

Пост Федерального канцлера ФРГ с 22 ноября 2005г. Занимает Ангела Меркель (ХДС), с 19 марта 2017 года должность Федерального президента ФРГ занимает Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ).

Германия омывается водами Балтийского и Северного морей. Граничит с Данией на севере, Польшей и Чехией на востоке, Австрией и Швейцарией на юге, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами на западе.

 

Государственное устройство и политическая система

ФРГ — демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949 г. 

Конституционный принцип федеративного устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В Основном законе чётко прописано разделение компетенций между федерацией и землями, в частности, в самом большом 10-м разделе — разделение полномочий в налоговой и бюджетной сферах (принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

Германия считается классической страной федеративного государственного порядка. Федеральные земли — это не провинции, а государства со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы — ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами). Земли делятся на общины, города, округа (последние объединяют несколько общин и городов; крупные города не входят в состав округов). В них осуществляется коммунальное самоуправление, гарантированное Основным законом.

Глава государства — федеральный президент. Его избирает сроком на 5 лет (с возможностью однократного переизбрания) Федеральное собрание, конституционный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства — германский бундестаг, избираемый народом на 4 года. В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5 процентов голосов избирателей по партийным спискам. Председатель бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве после федерального президента.

Вторая палата германского парламента — бундесрат. Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в Конституцию ФРГ и касающиеся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель для вступления в силу, должны быть одобрены представительством федеральных земель - бундесратом. Бундесрат состоит из представителей, назначаемых правительствами земель из своего состава. Каждая федеральная земля располагает, в зависимости от численности населения, количеством голосов от трех до шести.

Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное правительство. Возглавляет его федеральный канцлер. Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной Закон предусматривает прерогативное право канцлера принимать основополагающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики.

Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства. Специфика исполнительной власти в Германии заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.

Федеральный конституционный суд, который избирается на паритетных началах бундестагом и бундесратом, осуществляет надзор за соблюдением Основного закона.

Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель: Северный Рейн-Вестфалия (столица - Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент - ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.

Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов.

 

Экономика

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. Будучи мировым лидером в ряде промышленных и технологических секторов, она является третьим в мире экспортером и импортером товаров. Германия — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (4 место в мировом рейтинге).

Экономика Германии характеризуется отлично развитой инфраструктурой и высококвалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении.

Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

Второй особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция и Великобритания, также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы.

Отраслевая структура экономики базируется на сфере услуг и промышленности, поскольку страна не обладает достаточными запасами полезных ископаемых. На услуги приходится около 54 %, на производство – почти 46 %, агробизнес занимает 0,1–1,5 % национальной экономики. По принципу организации экономика Германии социально-рыночная, то есть подразумевает свободу рыночных отношений наравне с активным участием государства в социальной сфере. Вмешательство государства проявляется в поддержке начинающегося бизнеса – выдача кредитов, субсидии и другая помощь, а также развитии важных отраслей хозяйства, равномерном разделении социальных благ между слоями общества, обеспечении всем гражданам достойного уровня жизни и сглаживании социальных противоречий. При этом налогообложение довольно высокое и многообразное. Общая характеристика экономики Германии более наглядно выражается в значениях некоторых показателей и их изменениях по годам. Конкретные статистические данные за 2015–2017 годы (согласно Мировому атласу данных) показаны в таблице.

Показатели

2015г.

2016г.

2017г.

Население, млн

81,7

82,7

82,6

Размер номинального ВВП, млрд. долл.

3777,0

3479,0

3651,0

Уровень инфляции

0,10

0,4

1,6

Безработица

4,6

4,2

3,8

 

За период с 2015 по 2017 годы уровень ВВП Германии неуклонно растет, что говорит об увеличении производительности экономики страны. Причем вклад в рост ВВП был внесен практически во всех секторах экономики: туризм; услуги; промышленность – автомобиле-, авиа-, судо- и машиностроение, черная металлургия, химия, оптика, фармацевтика, парфюмерия и косметика.

Сельское хозяйство

Несмотря на то что в Германии огромные территории отведены под земледелие, занятость в сельском хозяйстве составляет всего около 3 % работоспособных граждан. Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Значительная часть занятых на мелких фермах представлена сезонными рабочими и другими категориями временно занятых работников, имеющими основной источник дохода в иных секторах хозяйства. Вклад в общий ВВП также невелик и составляет 1–2%, что объясняется высокой степенью индустриализации экономики страны. Однако это не мешает занимать лидирующее (после Франции) место в мировой экономике Германии по производству основных сельскохозяйственных культур (рожь, овес, ячмень, пшеница, кукуруза, сахарная свекла, картофель) и животноводческой продукции. Кроме того, страна на все 100 % самообеспечена говядиной и молоком, и на 80 % – свининой. Высокая производительность обеспечивается за счет использования инновационных методов агротехники и механизации процессов труда. Благоприятные климатические факторы и плодородные почвы позволяют фермерам без труда выращивать богатый урожай, часть которого идет на удовлетворение потребностей животноводства, то есть на корм животным и птице.

Промышленность

Промышленность Германии находится на подъеме. При этом постепенно сменяются ведущие отрасли. В частности, отмечается, что снижаются темпы производства в области строительства, металлургии и легкой промышленности. В то же время доля Германии в мировом производстве автомобилей, электротехники, транспорта, оборудования, вычислительных приборов и другой аппаратуры по-прежнему удерживается на высоком уровне и составляет 7 % от ВВП.

Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются: автомобилестроение, электротехническая промышленность, общее машиностроение (производство станков, различных приборов), транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение), химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; точная механика и оптика; чёрная металлургия; авиационно-космическая промышленность; производство информационной и коммуникационной техники; судостроение. Крупнейшие немецкие концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них — общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические — E.ON и RWE или группа Bosch.

Особенно востребована химическая промышленность Германии: всемирно известные концерны Bayer, BASF, Linde по сей день входят в пятерку мировых лидеров Forbes по комплексу показателей (выручка, прибыль, капитализация).

Инновационный потенциал

ФРГ является признанным инновационным лидером в ЕС и мире. Глобальный инновационный индекс свидетельствует о значительных успехах, достигнутых экономикой Германии в последнее десятилетие (страна занимает 9 позицию в рейтинге 2017 года); по оценкам Bloomberg Innovation Index 2016, Германия находится на 3 месте и входит в топ-5 наиболее инновационных экономик мира, наряду с Южной Кореей, Швецией, Японией и США.

Уровень затрат на НИОКР и инновации в Германии составляет 3% от ВВП (при целевом ориентире Федерального правительства – 3,5%). Занимая первое место в Европе по данному показателю (уровень затрат на НИОКР по странам ОЭСР составляет в среднем 2,2%), в мировом масштабе Германия уступает лишь США, Японии и Китаю. Германия является признанным лидером по производству высокотехнологичной продукции, по экспорту которой занимает первое место в ЕС. В ряде отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электротехника, химическая промышленность и станкостроение, ФРГ по оценкам Всеобщей научной конференции (Gemeinsame Wissenschaftskonferenz) находится на лидирующей позиции в мире.

Инновационная активность предприятий ФРГ сосредоточена преимущественно в технологически развитых отраслях с высокими входными барьерами и длительными сроками окупаемости инновационных разработок; акцент немецкой промышленности сделан, в большей степени, на внедрении продуктовых инноваций, нежели процессных. В ходе проведенного в 2014 г. Центром европейских экономических исследований (Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung; ZEW) анализа было установлено, что наиболее передовые в технологическом аспекте фирмы малого и среднего бизнеса, а также корпорации ФРГ, участвующие в процессах внедрения инноваций, получают наибольшую отдачу на вложенный капитал при внедрении именно продуктовых инноваций.

Детерминантами столь высоких инновационных результатов являются некоторые ключевые особенности инновационной системы Германии.

  1. Выверенная инновационная политика и инновационная стратегия, увязанная с устойчивым экономическим ростом.
  2. Инновационная система «полного цикла» с хорошо развитыми кооперационными связями между фундаментальной и прикладной наукой, государством и бизнесом в создании и коммерциализации инноваций.
  3. Мощное государственное финансирование инноваций, которое призвано способствовать снижению издержек национальных предприятий и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Так, в 2016 г. правительство Германии увеличило финансовые затраты на инновационные исследования до 3% объема производства по всей стране (данный показатель планируется поднять до 3,5% уже в 2017 г.).
  4. Четкая реализация принципа государственно-частного партнерства в финансировании инновационной деятельности, в соответствии с которым доля государственного финансирования науки и инноваций составляет примерно одну треть, две трети ассигнований приходится на промышленный сектор.
  5. Высокий уровень кооперации немецких компаний в инновационной деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. Германия является удачным местом для развития международной кооперации, поскольку ее промышленные поставки и исследовательские учреждения являются одними из лучших в мире, а возможности инкорпорировать уникальную технологическую культуру привлекают партнеров со всего мира.
  6. Развитая практика создания кластеров, целью которых является сотрудничество фирм, работающих на одном сегменте рынка и связанных единой технологической цепью. Результат такого сотрудничества заключается в обмене информацией о потребителях, что обеспечивает рост числа потребителей и увеличение масштабов производства.
  7. Опора на предприятия среднего и малого бизнеса (99,3% всех предприятий страны), установка, что именно они должны быть источником создания и распространения инноваций.
  8. Развитая система финансовых (инновационные ваучеры, долевое участие, поручительство, венчурное финансирование, налоговые льготы и др.) и нефинансовых (развитие исследовательской инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных кадров, коучинг малых и средних инновационных предприятий и др.) инструментов стимулирований инновационной деятельности.

Германия имеет более высокое значение ключевых индикаторов инновационного развития, чем страны ОЭСР в целом, что обусловлено, прежде всего, продуманной инновационной политикой, в основе которой лежит детальная программа высокотехнологичного развития, а также широкий набор инструментов поддержки инноваций. Планомерная реализация инновационной стратегии в сотрудничестве с другими странами ЕС позволяет достичь высоких показателей развития отдельных отраслей промышленности и экономики в целом.

Энергетика

В силу своего географического положения Германия не владеет значимыми сырьевыми запасами, за исключением месторождений каменного и бурого угля в Рурском, Саарском и некоторых других бассейнах. На сегодня собственные природные экономические ресурсы обеспечивают всего четвертую часть электроэнергии в стране. Поэтому правительство вынуждено прибегать к поиску и внедрению иных источников энергии: импорту нефти из других стран (Алжир, Саудовская Аравия, Ливия, Россия) – обеспечивается 1,6 % энергии; импорту природного газа, в основном из России, а также Норвегии и Голландии – 11,3 %; атомной энергетике – 16 %; использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ): вода, солнце, ветер, биомасса, бытовые отходы – 21,9%. Современная экономика Германии ориентирована на уменьшение использования атомной энергии и повышение доли энергии от ВИЭ в целях рационализации использования электроэнергии и улучшения экологической обстановки. В планах так называемой энергетической революции осуществить это на 100% к 2022 году. Серьезность намерений показывают данные Немецкой федерации возобновляемой энергии за 2017 год: 35 % в общей выработке электричества достигла доля чистых источников (на 2 % больше, чем в 2016 г.).

Безработица

Уровень безработицы в Германии как показатель состояния экономики на сегодняшний день имеет рекордно низкие значения. Если еще 10 лет назад (2007 г.) доля экономически активного населения Германии, неспособного найти работу, составляла 8,0 %, то в 2017 г. – всего 3,8 %. Уменьшение безработицы обусловлено улучшением конъюнктуры рынка труда и увеличением спроса на рабочую силу различных возрастных групп – от молодежи младше 25 лет до людей предпенсионного возраста (55–60 лет). Занятость по основным отраслям хозяйства распределяется между сферой услуг и производственным сектором. Это в свою очередь благоприятно отражается на бизнесе за счет улучшения делового доверия к немецким предпринимателям.

Внешнеэкономические связи

Внешняя торговля Германии в 2017г. достигла рекордных показателей. Экспорт товаров из страны вырос до 1,279 трлн. евро, импорт – до 1,034 трлн. евро. Германия обладает крупнейшим в мире профицитом текущего счета платежного баланса, достигшим в 2016 году 266 млрд. евро, а сальдо внешней торговли выросло до исторического рекордного уровня в 252,9 млрд. евро.

На данный момент внешние экономические связи Германии развиты с: США, Францией, Великобританией, Нидерландами, Китаем. В последние годы Соединенные Штаты опередили Францию, которая до 2015 года была главным торговым партнером ФРГ. В Америке выгодно закупать немецкие транспортные средства из-за ослабления курса евро по отношению к доллару. Кроме того, влияет и общий подъем американской экономики, который ведет к росту частного потребления. Другое направление – закупка немецкого оборудования для модернизации американских заводов.

В структуре экспорта преобладают: автомобили – 11,4 %; продукция машиностроения (техника, запчасти, стройоборудование) – 6,8 %; химия (преобладает продажа медикаментов) – 5,68 %; продукция авиационной и космической промышленности – 2,6 %; товары повседневного спроса (косметика, парфюмерия и другие) – около 2,0 %.

Что касается импорта товаров, топ-позиций занимают: автомобили – 5,0 %; автозапчасти – 3,6 %; нефть – 2,7 %; медикаменты – 2,5 %. Главные торговые партнеры Германии по импорту: Нидерланды, Франция, Бельгия, Китай, Италия.

Кроме того, Германия привлекательна для других стран с точки зрения инвестирования и туризма. Самые популярные направления – Берлин, Мюнхен, Гамбург, Франкфурт-на-Майне. Причем деятельность ФРГ направлена как на капиталовложения и сотрудничество с экономически развитыми западноевропейскими странами и США, так и на инвестирование развивающихся государств. Еще одной неотъемлемой частью внешнеэкономических отношений являются свободные экономические зоны Германии, обладающие льготными таможенными режимами. Их в стране насчитывается 5. Важность СЭЗ заключается в возможности обмена информацией и технологиями, активизации международного товарооборота, углублении взаимодействия между государствами.

За последние несколько лет экономика Германии неуклонно растет. Сокращается безработица, растет стоимость валового внутреннего продукта, повышается спрос на экспортные товары немецких производителей: таковы основные тенденции развития экономики ФРГ на сегодня. Особенностью современной экономики Германии является ее зависимость от экспорта товаров, особенно что касается поставки товаров на рынки развивающихся стран – Китая, РФ, Бразилии. С одной стороны, это позволило экономике ФРГ эффективно развиваться в условиях мирового экономического кризиса, с другой – может стать причиной спада ее в дальнейшем. Из-за финансовых проблем развивающиеся государства не в состоянии приобретать немецкую продукцию в таком же объеме, как ранее. Суммарно это негативно сказывается на экономике Германии. Нынешние проблемы экономики Германии связаны также с политикой: Неравномерное социально-экономическое развитие отдельных районов Германии: территория бывшей ГДР значительно отстает от запада страны. На решение этой проблемы правительство вынуждено ежегодно тратить около ста миллиардов долларов. Возможный выход Великобритании – одного из основных экспортеров ФРГ, из Евросоюза может привести к потерям в ВВП. Преобладание доходов над расходами (профицит) в последнее время приводит к снижению потребительских расходов внутри страны и очевидному дисбалансу в экономике Германии. Резко увеличившаяся численность мигрантов из Африки и некоторых стран Востока приводит к вымыванию денежных средств из страны.

В целом Германия имеет эффективную и стабильную экономику, ориентированную на свободу рыночных отношений и усиленное регулирование социальных вопросов. По основным макроэкономическим показателям (ВВП, уровень инфляции и безработицы) прогнозируется дальнейший экономический рост страны, который, однако, будет зависеть от экономики развивающихся государств как основных экспортеров Германии. Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством, для этого используются большие территории страны. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. По объёму сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС. Эффективность сельскохозяйственного производства в Германии существенно выше среднего уровня по ЕС.

 

Внешняя политика

Германия является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку». Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий, подобных тем, которые возникли по поводу операции против Ирака; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами—соседями ЕС — регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф. Устойчивость глобального развития предполагает, с точки зрения ФРГ, прежде всего обеспечение справедливого баланса интересов между Севером и Югом. Поэтому содействие развитию остаётся в числе важнейших приоритетов её внешней политики. Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения. В отношениях с РФ германское внешнеполитическое руководство придерживается позиции кооперативности и согласований, оставаясь тем не менее в рамках жёсткого прагматизма. Европейская политика, партнёрство с США, а также отношения с соседским окружением ЕС — безусловные приоритеты внешней политики ФРГ.

 

Культура и традиции

Германия – страна, чья высокоразвитая культура внесла один из важнейших вкладов в строительство европейской цивилизации. В любой культурной сфере – от литературы и музыки, до архитектуры и дизайна, немцы исторически всегда находились в историческом авангарде, сохраняя при этом преемственность традиционных ценностей, сложившихся на протяжении веков.

Сегодня Германия является одной из самых высокоразвитых в культурном плане стран мира. В стране открыто более 600 музеев и художественных галерей, работает около 300 театров и 140 камерных оркестров.

Первыми всемирно известными немецкими писателями стали братья Якоб и Вильгельм Гримм, покорившие всех своим изложением народных германских сказок. XIX в. стал временем триумфа немецкой литературы. Именно тогда на весь мир прозвучали такие имена как Иоганн Вольфганг фон Гёте, Фридрих Шиллер и Генрих Гейне.

В следующем веке мировая читающая общественность открыла для себя произведения таких немецких писателей как Томас Манн, Герман Гессе, Гейнрих Бёлль, Бертольд Брехт и Эрнст Гофман, которые сегодня считаются классиками литературы.

Рассудительность и пунктуальность, которые составляют одну из основных особенностей национального характера, легли в основу подхода немецких мыслителей с освящением множества философских проблем, стоящих издревле перед человечеством. Со Средневековья до наших дней такие представители немецкой философской традиции как Ницше, Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр вносили решающий вклад в формирование мировой философской науки.

Германия вошла в историю мировой музыкальной культуры как родина нескольких наиболее выдающихся классически композиторов Запада. В их числе можно упомянуть такие фамилии как Бах, Бетховен, Шуберт, Вагнер и Орф.

В конце 60-х годов прошлого века Германия стала одной из ведущих стран на рок-карте мира, благодаря появившемуся здесь оригинальному стилю, получившему шутливое наименование краут-рок («рок квашенной капусты»). Краут-рок оказал существенное влияние не только на формирование современной электронной музыки (эмбиент, нью эйдж, индастриал), но и на дальнейшую эволюцию рока (пост-рок, альтернативный рок).

Многие немецкие традиции характерны для конкретных земель или территорий. Например, традиции виноградарских и сельскохозяйственных районов часто посвящены празднованиям сбора урожая, почитанию святых покровителей земель. В каждом регионе проходят собственные торжества, которые могут посвящаться особому сорту винограда, сельскохозяйственным культурам или местным святым.

Еще одной давней немецкой традицией являются различные фестивали. Музыкальное наследие Германии столь богато, не стоит удивляться наличию такого изобилия музыкальных фестивалей. Некоторые посвящены конкретным композиторам (Бейрутский фестиваль Вагнера или мартовский фестиваль Баха в Тюрингии), а какие-то определенным направлениям в музыке (например, известные на весь мир джазовые фестивали в Штутгарте и Франкфурте).

Традиционными стали и знаменитые на весь мир немецкие карнавалы в Мюнхене и Кельне. Готовятся к празднествам тщательно и заранее: 11 числа 11 месяца в 11 часов 11 минут (11 ноября) карнавальные активисты провозглашают начало особого времени года – карнавала. И хотя сам праздник начнется только в феврале, уже в этот день можно увидеть одетых в карнавальные костюмы людей.

Еще одним традиционным праздником является Октоберфест. Миллионы туристов ежегодно устремляются в Германию именно в октябре, мечтая побывать на этом баварском празднике пива, свиных сосисок и жареных цыплят. Этой традиции более 200 лет.

Национальные особенности

Особенностью немцев, как нации, является их педантичность и аккуратность во всех сферах жизни. Для немцев не свойственно бурно выражать свои эмоции и нарушать границы личного пространства.

Немцам присущи сентиментальность и романтичность, хоть это и может быть скрыто от посторонних глаз.

По традиции, выходные дни, немцы, проводят в кругу семьи, поэтому беспокоить друг друга звонками или нежданным визитом не принято.

Немцы очень пунктуальны, никогда не опаздывают на встречи, поэтому опоздать могут лишь в случае непредвиденных обстоятельств.

Немцы довольно законопослушная нация, которая строго соблюдает установленные законы и очень редко нарушает их. Возможно, такая исключительная законопослушность является следствием боязни строгих наказаний и высоких штрафов, которые предусмотрены даже за незначительное правонарушение.