12.02.2019 13521

5 и 6 февраля 2019 года, в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан прошел Второй международный Форум «Узбекистан-2035». На форуме состоялись общественные слушания «Концепции стратегии развития Узбекистана до 2035 года» в формате двухдневных обсуждений, презентаций, докладов и выступлений.

В апреле 2018 года в ответ на призыв Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева к проживающим за рубежом соотечественникам быть сопричастными к широкомасштабным реформам, осуществляемым в нашей стране, была создана Международная негосударственная некоммерческая организация «Buyuk Kelajak» или «Великое Будущее».

Под знаменем новой организации были объединены усилия всех тех людей, кто хотел бы оказать поддержку проводимым в Узбекистане преобразованиям, всестороннему развитию государства и общества. Основным интеллектуальным активом МННО «Buyuk Kelajak» стал созданный за несколько месяцев Экспертный совет, состоящий из ведущих специалистов различных отраслей — выходцев из Узбекистана, проживающих и обучающихся за рубежом, практиковавшихся за рубежом, осуществляющих свою профессиональную деятельность в Узбекистане.

Созданный при всесторонней помощи государства Экспертный совет объединил свыше 200 специалистов-соотечественников, проживающих в более чем 30 странах, включая Россию, США, Германию, Великобританию, Бельгию, Канаду, Данию, Швейцарию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Китайскую Народную Республику, Сингапур, Японию, Турцию, Казахстан, Финляндию и др.

Таким образом в 2018 году было создано так называемое «интеллектуальное ядро» с мощнейшим потенциалом, который необходимо было направить на пользу нашего молодого государства.

Для достижения своих целей МННО «Buyuk Kelajak» на данном этапе осуществляет следующие задачи:

  1. Разработка концепции стратегии развития Республики Узбекистан.
  2. Содействие в реализации долгосрочной модели развития Республики Узбекистан до 2035 года.
  3. Разработка дорожной карты по внедрению стратегии долгосрочной модели развития Республики Узбекистан до 2035 года.
  4. Оказание всесторонней экспертной поддержки осуществляемым в Республике Узбекистан реформам в рамках стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Впервые в истории страны в кратчайшие сроки усилиями нескольких сотен ученых и практиков был подготовлен важнейший документ, получивший название «Концепция стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года».

Ознакомившись с этим документом без преувеличений можно заявить, что это прорыв в области стратегического планирования в региональном масштабе. Никогда раньше в стране не были четко обозначены цели, проблемные вопросы, показатели эффективности и долгосрочный план развития. Глубина и размах проделанной работы поражает своей точностью, конкретикой, лаконичностью и глубиной.

«Концепция стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года» — это 449 страниц с четкой и объективной информацией по следующим пунктам:

  • оценка текущего уровня развития Республики Узбекистан;
  • сценарии развития Республики Узбекистан;
  • глобальные тренды, влияющие на развитие Республики Узбекистан;
  • ключевые вызовы развития Республики Узбекистан;
  • создание Центра управления реформами Республики Узбекистан;
  • макроэкономика и финансовое обеспечение развития Республики Узбекистан;
  • развитие торговли;
  • урбанизация;
  • целевые показатели развития Республики Узбекистан в 2035 г;
  • основные этапы реализации стратегии: «Стратегическая лестница»;
  • необходимые шаги по реализации стратегии в 2019-20 годах;
  • национальная безопасность;
  • национальная идея.

Комплексность проведенной работы подтверждает и тот факт, что представленная на Форуме версия «Концепции стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года» — это 93 версия документа.

Подборка наиболее интересных тезисов из «Концепции стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года»:

1. Есть 4 вида сценария развития Республики Узбекистан:

эволюционный сценарий —  благоприятная внешняя конъюнктура при неуспешной реализации реформ;
пессимистичный сценарий —  негативная внешняя конъюнктура и внешние кризисы при неуспешной реализации реформ;
динамичный сценарий — проведение реформ осуществляется при благоприятной внешней конъюнктуре и значительном объеме инвестиций;
прогрессивный сценарий — реформы проводятся при негативной внешней конъюнктуре и внешних кризисах.

Конечно же, Узбекистан будет развиваться при любом сценарии, но динамичный сценарий предпочтительнее, т.к. при нем к 2035 году объем ВВП увеличится в 10 раз и страна войдет в топ-50 стран по объему ВВП.


2. Перед страной стоит 4 вида вызовов, которые предстоит решить:

— Политические вызовы:

— Экономические вызовы:

— Социальные вызовы:

— Технологические вызовы:


3. Этапы развития страны можно поделить на следующие 4 отрезка:

  • Подготовительный этап 2019-2020.
  • Первая пятилетка 2020-2025.
  • Вторая пятилетка 2025-2030.
  • Третья пятилетка 2030-2035.

4. Управлять процессом реформ будет новый «Центр управления реформами Республики Узбекистан», который планируется создать на базе администрации президента.


5. Чтобы к 2035 году войти в топ-50 развитых стран мира, Узбекистану необходимы инвестиции в размере около 1 триллиона долларов США.


6. Национальная идея — «Узбекистан — государство для граждан».


Khasanov U.A.

Улугбек Хасанов

кандидат политических наук, заведующий кафедрой «Международные отношения» Университета мировой экономики и дипломатии (УМЭД)


В каком направлении вы выступали?

Я выступал на форуме в качестве эксперта, а также участвовал в обсуждениях блоков совершенствования исполнительной власти и развития СМИ.

Какая из реформ главная, по вашему мнению?

По моему убеждению, самая главная реформа — создание прочного гражданского общества с крепкими институтами ННО и НПО. Необходимо превратить наше общество в реальную силу, действующую во имя обновления страны и опирающуюся на собственные общественные институты. Без таких процессов, без превращения самого социума в важный инструмент и драйвер реформ никакие начинания не будут реализованы. Без открытых и независимых СМИ как еще одной опоры реформ все останется в прежнем состоянии или даже перейдет в стагнацию.

Как вы считаете, кто должен быть драйвером планируемых реформ?

Мысль, которую я защищал, исходила из опоры на собственный интеллектуальный, научный и человеческий потенциал, которым обладает наша страна; внутренняя синергия как главный двигатель.
Жизненно необходимо добиться того, чтобы реформы шли и реализовывались не только лишь государством. Именно создание условий для достижения баланса интересов между государством и социумом сдвинет с места многие наболевшие экономические и социальные проблемы. В таких процессах нужно учитывать интересы широких слоев нашего социума. Иначе все теряет смысл.

Что, по-вашему, должно быть смыслом реформ?

В моем понимании смыслом реформ должно стать создание атмосферы доверия между социумом и политикой. Именно таким фактором, исключительно важным для всех стран и всех моделей экономики, руководствуется любой лидер — от Трампа до Назарбаева. Причем это фактор доверия, на основе которого консолидация — явление не одномоментное, а скорее процесс, постоянный диалог между обществом и государством практически по всему кругу вопросов повестки национального развития, начиная от рациона и качества питания рожениц в роддомах и заканчивая проблемой водоотвода для нужд строящегося ядерного реактора.

Везде и по всем вопросам независимые общественные институты должны идти на равных с государством в реализации национальных программ и общегосударственных проектов, играя важную роль в качестве партнера.

В японской модели государственного управления есть термин «коллегиальное партнерство». В нашем случае такой подход не помешал бы.

«ГОСУДАРСТВО ПО СОДЕЙСТВИЮ И КОНТРОЛЮ ГОСУДАРСТВА» — ЧИСТОЙ ВОДЫ ПРОФАНАЦИЯ.

Обратите внимание на американский пример — основным кредитором федерального правительства является частный капитал. 95% американской экономики — частный капитал, 93% американских университетов — частные университеты. Государственных детских садов вообще не существует. Все ведущие исследовательские центры, работающие на правительство — частные. Заказы Пентагона на разработку сверхсовременных оборонных технологий идут прямиком в частный сектор. Даже функции Центрального банка и эмиссию американского доллара, учетную ставку и стоимость межбанковских кредитов определяют частные финансовые институты.

Именно в коллегиальном партнерстве между государственным и частным заключается сила Америки. В основе этой силы — доверие как главное условие такого партнерства. Об этом писал еще Мильтон Фридман, основатель Чикагской школы экономики, советник Дуайта Эйзенхауэра; такие же мысли лежали в основе теории конвергенции Джона Гэлбрайта; именно на таких принципах базировалась «рейганомика», оставившая Дж.Бушу-старшему бюджетную систему с 200 миллиардным профицитом!

Мы не Америка, но все же имеем все условия для того чтобы стать региональным экономическим драконом, если откажемся от излишнего и изжившего себя патернализма; откажемся от привычки создавать всевозможные государственные регулирующие органы, структуры, агентства по управлению социально-экономическими, технологическими, инновационными и исследовательскими процессами.
Наука и инновации нигде не развивались по приказу или указанию свыше — рынок был лучшим регулятором и заказчиков во все времена. Вот именно такие движущие силы и мотиваторы должны лежать в основе нашей сегодняшней модели развития.

Введение единого ID для СМИ — еще один атавизм, скелет из шкафа. Вообще,…

... ТЯГА К СТАНДАРТИЗАЦИИ, ВВЕДЕНИЕ ЕДИНЫХ НОРМ, ПРОГРАММ, УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ГУБЯТ КРЕАТИВНОСТЬ, ИННОВАЦИОННОЕ, НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПОДХОД.

Все это вещи, тесно связанные между собой, вкупе дают реальный эффект.

Какой срок оптимален для эффективного реформирования страны? 16 лет — это не слишком много?

Срок в 15-16 лет, который предполагается для новой Стратегии развития — это небольшой срок, при условии строгого следования обозначенным приоритетам. Ведь она, по сути, предполагает довольно глубокие системные изменения в основах государственного управления практически по всем его сегментам — законодательной, исполнительной, судебной власти. Основные концептуальные мысли по этим и многим другим базовым направлениям изложены в «Концепции-2035» и остаются открытыми для дальнейших дискуссий и обсуждений. И в этом уникальность подхода такой негосударственной и некоммерческой платформы, как МННО «Buyuk Kelajak», объединившей под своей эгидой современных специалистов с довольно солидным международным опытом научной, исследовательской и практической деятельности.

Статья подготовлена: Саид Туляганов
Фото: Акмаль Саидов

Источник: The mag