09.09.2021 1803

Стремительно меняющиеся политические процессы в мире ставят перед современными государствами сложные задачи, а реалистичное и объективное их восприятие невозможно без стратегического видения. Именно такой подход - первое условие успешной внутренней и внешней политики любой страны.

С приходом на должность главы государства Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал новую национальную стратегию развития, в основу которой легла широкомасштабная программа реформ и обновления всех сфер.    

Сегодня мы подводим итоги реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Ее проект разработан по результатам комплексного изучения актуальных и волнующих население вопросов, анализа законодательства, правоприменительной практики и зарубежного опыта. Стратегия реализована в пять этапов, каждый из которых сопровождался утверждением отдельной ежегодной государственной программы.     

В настоящее время мы стоим на пороге важнейшего политического события - выборов лидера страны. Очевидно, что постпандемийное развитие, внутренняя демократическая и экономическая трансформация республики, а также динамичные процессы глобальной политики обуславливают разработку и утверждение новой стратегии устойчивого роста республики на ближайшие годы. В этом плане недавнее интервью Президента Шавката Мирзиёева главному редактору газеты «Янги Узбекистон» Салиму Дониёрову послужит концептуальным фундаментом для обновленного видения перспектив устойчивого развития страны в новых условиях и формирования всеобъемлющей стратегии, нацеленной на обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа.   

Особую актуальность среди затронутых в беседе тем имеет вопрос гендерного равенства. Последние пять лет стали прорывными в области прав человека, и особенно это было ощутимо в сфере гендерной политики. Как четко подметил Президент: «Уровень развития и культуры любого народа и общества определяется прежде всего отношением к женщине». 

Не зря двумя важнейшими социальными стратегиями современного мира считаются устойчивое развитие и гендерная политика. Так, женщины способны привнести в жизнь государства иной комплекс критериев, открыть новые перспективы в политическом диалоге, изменить традиционный стиль управления, отчего не имеет смысла говорить об устойчивом развитии вне гендерного контекста.    

Узбекистан активно продолжает принимать кардинальные меры по устранению неравенства между женщинами и мужчинами во многих областях жизни и построению более справедливого и стабильного общества, в том числе для достижения Целей устойчивого развития ООН.

Здесь уместно вспомнить, что Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, гласит: каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. 

Необходимость принятия государствами мер, направленных на продвижение прав женщин, включая принцип равноправия в национальные конституции или другое соответствующее законодательство, максимальное участие женщин наравне с мужчинами во всех областях общественно-политической жизни страны, официально признана в 1979 году, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, к которой Узбекистан присоединился в 1995 году. Эту конвенцию по праву называют международным биллем о правах женщин. Она обязала страны обеспечить им право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики, занимать государственные посты, а также выполнять функции на всех уровнях системы государственного управления.

В 1995 году Узбекистан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, который обязует обеспечить равное для женщин и мужчин право пользования всеми гражданскими и политическими правами. 

На четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995-м, рассматривался вопрос о том, что прогресс, достигнутый в деле достижения равенства между женщинами и мужчинами, является недостаточным. В ответ правительства приняли Пекинскую декларацию и Платформу действий ООН, излагающие наиболее важные и вызывающие обеспокоенность факторы, которые влияют на процесс расширения прав и возможностей женщин. В документах отмечается: участие представителей обоих полов в процессах принятия решений не только справедливое, но и выгодное решение, а отсутствие женщин в политике ведет к тому, что их интересы, скорее всего, не будут учитываться. Мировое сообщество едино во мнении: представительство женщин и их участие в принятии решений на всех уровнях исключительно важны для достижения целей равенства, развития и мира. 

Как подчеркнул в интервью Президент Шавкат Мирзиёев: «Благодаря женщине существует обитель добра и любви - семья, бесценный дар - дети. Если наши женщины счастливы, то и наши семьи, и наше общество непременно будут счастливыми». Здесь заложен глубокий смысл: там, где женщины имеют равные права с мужчинами во всех сферах жизни и деятельности, где их уважают, всегда будут царить мир и согласие, а значит, станет развиваться страна.

Проводимые в Узбекистане экономические, социальные, политические реформы направлены на повышение роли девушек и женщин в обществе. Реализация пяти важных инициатив Президента способствует обеспечению женщин занятостью в разных сферах. Так, в период с начала 2017 года впервые в истории независимого Узбекистана были созданы Виртуальная и Народные приемные Президента с целью упрощения взаимодействия граждан с государственными органами. Мониторинг поступающих обращений позволил выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются соотечественницы.  

Важнейшим шагом на пути к обеспечению гендерного равенства в стране стало подписание Президентом постановления «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин» 7 марта 2019 года. Документ послужил повышению общественно-политической и социальной активности женщин, созданию условий для их самореализации, обеспечению безусловного соблюдения прав и законных интересов. 

Вышеупомянутым постановлением в том числе предусмотрено создание центров предпринимательства женщин, где выразившим желание заниматься бизнесом девушкам оказывается содействие. Успешно освоившим специальную программу обучения выделяются кредиты на срок не менее трех лет с шестимесячным льготным периодом и восьмипроцентной годовой ставкой.     

Среди нововведений - создание в структуре Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан нового Комитета по вопросам женщин и гендерного равенства. Его основная задача состоит в разработке рекомендаций по государственной политике в этой сфере и активном участии женщин в государственной и общественной работе.

Четвертый блок Стратегии действий предусматривает повышение социально-политической активности женщин, усиление их роли в управлении государством и обществом.

Проблема соотношения прав и реального участия женщин в государственном управлении до сих пор остается весьма актуальной. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» от 2 сентября 2019 года гарантирует равноправие при осуществлении личных, политических, экономических, социальных и культурных прав. Государство обеспечивает равенство в управлении делами государства и общества, избирательном процессе, равные права и возможности в сфере охраны здоровья, образования, науки, культуры, труда и социальной защиты, а также иных областях государственной и общественной жизни. Законом внедрена гендерно-правовая экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов.

Озвученные Президентом в ходе интервью мысли подтверждают приверженность Узбекистана проводить эффективную гендерную политику с дальнейшим продвижением в обществе прав женщин, защиты их от притеснения.  

Партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку таким образом создаются реальные возможности для учета многополюсных интересов в обществе. 

Гулноза Исмаилова,
проректор УМЭД по науке и инновациям, доктор юридических наук.

Источник: Правда Востока №180 (29684) от 9 сентября 2021г.