Международные инициативы Узбекистана - важные факторы в решении глобальных и региональных проблем
09.08.2021 2388
ТАШКЕНТ, 8 августа. /ИА «Дунё»/. Глобальные и региональные инициативы Президента Шавката Мирзиёева получают всестороннюю поддержку мирового сообщества, что свидетельствует об укреплении роли и авторитета нашей страны на международной арене, подчеркивает Умарбек Нуриддинов в своей статье, подготовленной для ИА «Дунё».
Предложения, выдвигаемые Узбекистаном на международном уровне, служат не только национальным, но и общечеловеческим интересам, способствуя мобилизации всех сил в решении глобальных проблем, обеспечению региональной и международной безопасности.
Так, страна традиционно придает важное значение развитию диалога и сотрудничества с ООН. Об этом свидетельствует принятие целого ряда резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, инициированных Президентом Узбекистана.
В частности, на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года в Нью-Йорке главой Узбекистана было предложено принять резолюции «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе» и «Просвещение и религиозная толерантность».
22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН на пленарной сессии приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе». Документ, проект которого был разработан Узбекистаном совместно с государствами Центральной Азии, единогласно поддержан всеми государствами-членами ООН.
Соавторами резолюции стали 55 стран Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Африки. В резолюции признается важная роль стран Центральной Азии в обеспечении мира, стабильности и устойчивого развития в регионе, а также в поощрении регионального и международного сотрудничества. Особо отмечаются крупные региональные и международные инициативы центральноазиатских государств в областях безопасности и развития. Особое внимание придается совместным усилиям государств региона, направленным на содействие мирному процессу и социально-экономическому развитию в Афганистане.
По мнению большинства экспертов, данная резолюция ООН ознаменовала выход стран Центральной Азии в новый этап межгосударственных отношений. Это означает, что центральноазиатские государства при поддержке международного сообщества приступили к решительному курсу на региональное сотрудничество. Эти изменения в региональной динамике побудили международных партнеров кардинально пересмотреть свои подходы к Центральной Азии и действительно укрепляют перспективы продвижения безопасности, развития и процветания в стратегически важном регионе, расположенном в самом сердце Евразии.
Специальная резолюция Генассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность» была принята 12 декабря 2018 года. Ее основной целью является обеспечение всеобщего доступа к образованию, ликвидации безграмотности и невежества, содействие утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации.
Данная резолюция также была единогласно поддержана всеми государствами-членами ООН и принята при соавторстве свыше 50 стран, что свидетельствует о высоком признании международным сообществом актуальности и своевременности инициативы Узбекистана.
Следует отметить, что цели и положения резолюции полностью соответствуют основополагающим документам, принятым в рамках ООН, в том числе Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, Целям в области Устойчивого развития ООН до 2030 года, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, а также положениям предыдущих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по этой тематике.
Документ призывает активизировать международные усилия по содействию глобальному диалогу в целях поощрения культуры толерантности и мира на всех уровнях на основе уважения прав человека и разнообразия религий и убеждений.
19 декабря 2019 года по инициативе Президента Узбекистана была принята еще одна специальная резолюция Генассамблеи ООН «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии». Данная инициатива была впервые выдвинута в апреле 2019 года в Пекине на встрече главы нашего государства с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем в рамках участия в международном форуме «Один пояс, один путь».
В принятой в соавторстве более чем с 50 странами резолюции подчеркивается важность прилагаемых государствами Центральной Азии усилий по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, проводимых различных международных мероприятий для дальнейшего развития устойчивого туризма в регионе, а также принимаемых центральноазиатскими государствами мер по широкому привлечению в свой туристический сектор международных финансов и инвестиций.
Важное внимание уделяется руководством Узбекистана объединению усилий для преодоления негативных последствий Аральского кризиса и улучшения социально-экономической ситуации в Приаралье.
Ещё в 2017 году Президент Узбекистана, выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, наглядно продемонстрировал карту Аральского моря и масштаб его трагедии. Поэтому особенно важно, что живой отклик в мировом сообществе нашла выдвинутая на данной сессии инициатива главы Узбекистана по созданию Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья. Уже спустя год - 27 ноября 2018 года - в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялся запуск трастового фонда.
18 мая 2021 года в ходе пленарного заседания 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Узбекистана была единогласно принята и специальная резолюция об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
Данная инициатива главы Узбекистана получила широкую поддержку мирового сообщества, о чем свидетельствует тот факт, что соавторами резолюции выступили около 60 государств из различных регионов мира. Примечательно, что Приаралье стало первым регионом, которому Генеральная Ассамблея предоставила столь значимый статус – зоны экологических инноваций и технологий. Принятие специальной резолюции нацелено на объединение усилий в целях формирования условий и стимулов для привлечения инвестиций в разработку и внедрение высокотехнологических инноваций, экологически чистых, энерго- и водосберегающих технологий, комплексного применения принципов «зеленой» экономики, предотвращения дальнейшего опустынивания и экологической миграции, развития экотуризма и реализации других мер.
Новый внешнеполитический курс Узбекистана проявляется в активизации взаимодействия и укреплении позиций республики в региональных и международных организациях. Являясь членом авторитетных международных объединений, таких как ШОС, СНГ, Тюркский совет и других, страна занимает активную позицию и в рамках данных форматов.
Так, возобновив в 2019 году членство в Совете сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ, Тюркский совет), Узбекистан, как неотъемлемая часть большой тюркской семьи, активно приступил к развитию отношений с государствами ССТГ.
На саммите в Баку 15 октября 2019 года Президент Узбекистана выдвинул инициативы по активизации взаимодействия между странами-членами ССТГ в научно-технической, торгово-экономической и инвестиционной, культурно-гуманитарной сферах, а также по поддержке молодежи.
В 2020 году лидер Узбекистана призвал к усилению координирующих функций Секретариата Тюркского совета по борьбе с пандемией, установлению партнерских связей между ВОЗ и Тюркским советом. На внеочередном саммите ССТГ 10 апреля 2020 он отметил необходимость оказания практического содействия взаимному транспортному сообщению. Для реализации этих целей глава Узбекистана предложил создать рабочую группу из министров транспорта стран-членов объединения.
На состоявшемся 31 марта 2021 года неформальном саммите Тюркского совета в формате видеоконференции, лидер Узбекистана предложил разработать Стратегию экономического сотрудничества на ближайшую и среднесрочную перспективу, повысить транспортно-транзитный потенциал региона, реализовать проект в области паломнического туризма и другие.
На сегодняшний день многие из данных инициатив получили поддержку и были реализованы. В частности, была учреждена международная премия в области литературы и искусства, созданы рабочие группы между отраслевыми министерствами стран-членов ССТГ по выработке мер противостояния последствиям пандемии. Выдвинутые инициативы продемонстрировали приверженность Узбекистана дальнейшему сохранению теплых и дружественных отношений, сложившихся между народами стран-участниц ССТГ, тесного взаимовыгодного и конструктивного экономического сотрудничества во имя совместного прогресса и процветания. В данном контексте на сегодняшний день Узбекистан занял достойное место в Тюркском совете не только благодаря своему социально-экономическому потенциалу, богатому историко-культурному наследию и стратегической значимости в Центральной Азии, но и инициативной внешней политике главы государства, его видению перспектив международного сотрудничества.
Ташкент также вносит весомый вклад в деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На состоявшемся 10 ноября 2020 года саммите структуры Президент Узбекистана особо подчеркнул, что ШОС находится на принципиально новом этапе своего развития. Прозвучал призыв сохранять и приумножать традиции добрососедства, равноправия, доверия и учета интересов друг друга. По его словам, «сегодня как никогда важно укреплять «Шанхайский дух» – этот уникальный опыт многостороннего сотрудничества, являющийся нашим общим достоянием и выражающий наше стремление к совместному развитию, уважение к многообразию культур».
В этой связи главой нашего государства выдвинут ряд актуальных инициатив, направленных на дальнейшее развитие практического сотрудничества в рамках ШОС.
В частности, в целях минимизации негативных последствий пандемии было предложено усилить торгово-экономические и инвестиционные связи путем принятия долгосрочных документов в данной сфере, а также в области продовольственной безопасности, стимулировать промышленную кооперацию, активизировать сотрудничество по борьбе с распространением опасных инфекций, создать сеть медицинских учреждений по инфекционным заболеваниям и разработать Концепцию сотрудничества в области телемедицины. Лидер Узбекистана отдельно выделил актуальность налаживания тесного взаимодействия по вопросам сокращения бедности, борьбы с угрозами терроризма, экстремизма и наркобизнеса.
Вышеперечисленное показывает насколько объемны, прагматичны и последовательны инициативы главы нашего государства, которые основаны на глубоком анализе современной ситуации на пространстве ШОС, тех противоречий, трудностей, проблем с которыми сталкиваются не только в ШОС, но и других странах мира.
Узбекистан рассматривает СНГ как важную и эффективную площадку для укрепления партнерства по всем направлениям политического, экономического и гуманитарного сотрудничества. В 2020 году страна председательствовала в Содружестве и успешно справилась с этой ответственной миссией, несмотря на всю неоднозначность международной политической и экономической обстановки из-за охватившей практически все континенты и страны пандемией.
В ходе председательства Узбекистана в СНГ были подготовлены и приняты документы, которые много значат для дальнейшего интеграционного движения в рамках Содружества. В первую очередь – это принятая новая Стратегия экономического развития в СНГ до 2030 года, которая представляет собой колоссальный качественный прорыв. Данный важный программный документ содержит ключевые положения и направления кооперации для стран-участниц СНГ, в том числе в технологической сфере.
18 декабря 2020 года на заседании Совета глав государств СНГ, передавая эстафету председательства белорусской стороне, Президент Узбекистана выдвинул целый ряд новых конкретных инициатив, направленных на упрочение экономического фундамента нашего взаимодействия, восстановление и создание новых кооперационных связей в промышленности, в сфере сельского хозяйства, инноваций, транспорта, цифровизации, упрощения функционирования единого рынка труда и, конечно же, развития здравоохранения, формирования действенной системы реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
Важно отметить, что предложения узбекской стороны совпадают с интересами других участников Содружества. Продемонстрировав эффективность СНГ, Узбекистан принял на себя роль драйвера обновленной интеграционной повестки. Такие действия и инициативы Узбекистана полностью находят поддержку всех стран–участниц.
Как отмечается авторитетными международными организациями и экспертами, реализация международных инициатив Узбекистана в целом способствует созданию уникальной модели взаимодействия на глобальном и региональном уровнях и является примером для всего международного сообщества на пути решения актуальных проблем.
Умарбек Нуриддинов, студент 4-го курса факультета "Международные отношения" УМЭД
Фото пресс-службы Президента Узбекистана