Реформы в банковском секторе: обеспечить стабильность и инвестиционную привлекательность
08.07.2020 3562
«Мы будем поэтапно сокращать долю государственных банков за счет притока в банковскую систему частного и иностранного капитала. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению конкурентной среды в сфере, деятельности банков, качества и культуры кредитования».
Шавкат Мирзиёев, Президент Республики Узбекистан.
Отклик
Банки занимают важное место в развитии предпринимательства и поддержки производства. Поэтому в Узбекистане уделяется большое внимание повышению их финансовой устойчивости банков и роли в жизни общества. В Послании парламенту 24 января этого года глава государства подчеркнул необходимость принятия решительных мер по развитию банковской системы. А на днях Президент провел совещание по вопросам реализации Стратегии реформирования банковской системы на 2020-2025 годы и ускорения процессов трансформации коммерческих банков, нацеленной на увеличение доли частного сектора в банковских активах с 15 до 60 процентов. Отмечалось, что для достижения поставленных целей предстоит решение ряда ключевых вопросов. Указано, что первостепенно необходимо активизировать процесс трансформации банков.
Принятие Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах стало опорой для дальнейшего реформирования всех сфер, в особенности экономики, являющейся прочной основой успешного функционирования государства. Изменения коснулись и банковской системы. За последние годы поэтапно были внесены изменения в Законы Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании» и «О платежах и платежных системах».
Сейчас в стране предпринимаются активные меры по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики, обеспечению стабильности национальной валюты, реформированию и обеспечению устойчивости банковской системы, уровня капитализации и депозитной базы банков, укреплению их финансовой надежности, а также дальнейшему расширению кредитования перспективных инвестиционных проектов и субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в соответствии с передовым международным опытом. Значимым событием для финансового рынка республики стало подписание Президентом Указа «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» 2 сентября 2017-го. Принятие документа обусловлено наличием ряда факторов, сдерживающих рост экспортного потенциала страны, улучшение деловой среды и инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций. В числе препятствующих барьеров - чрезмерное административное вмешательство в валютное регулирование, создание неравных условий ведения бизнеса, возникновение параллельного рынка иностранной валюты, обменного курса, ухудшение ценовой конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках. На искоренение обозначенных проблем направлен целый ряд действенных решений, подкрепленных прочной правовой базой.
Указом предусмотрено также формирование валютного рынка страны, функционирующего на рыночных механизмах. Во-первых, документом гарантируется свободная покупка и продажа иностранной валюты юридическими и физическими лицами в банках для совершения текущих международных операций, а курс национальной валюты по отношению к иностранной устанавливается с использованием рыночных механизмов. Во-вторых, отменена практика выдачи коммерческим банкам лицензии на проведение операций в иностранной валюте. Реализация этих и других мер служит прочной основой для укрепления позиций Узбекистана в международных рейтингах, оценивающих уровень либерализации экономики и легкости ведения бизнеса. Это незыблемое условие для входа страны в число государств с развитой экономикой.
Говоря о банковской реформе, необходимо упомянуть еще один важный документ - постановление Президента «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг» от 23 марта 2018-го, направленное на дальнейшее расширение перечня услуг, оказываемых банками, а также укрепление защиты прав потребителей банковских услуг. Предусмотрены рекомендации коммерческим банкам по увеличению сети филиалов банков и мини-банков, а также внедрение новых услуг и продуктов для клиентов на основе передового международного опыта. Также в соответствии с документом в структуре Центрального банка Республики Узбекистан образована Служба по защите прав потребителей банковских услуг, чья деятельность нацелена на повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
В Год развития науки, просвещения и цифровой экономики огромное значение придается процессу внедрения ИКТ во все сферы. Цифровизация становится наиболее актуальным направлением развития и затронула уже почти все отрасли народного хозяйства. Сейчас активно осуществляются меры по углублению информационных технологий в банковском секторе. Таким образом в сфере активно развиваются и продвигаются инновационные продукты. Это касается внедрения бесконтактных и мобильных технологий при осуществлении безналичных платежей. Согласно документу, в стране также создан Национальный банковский процессинговый центр, обеспечивающий информационное и технологическое взаимодействие между банками.
В соответствии с постановлением главы государства от 21 декабря 2018 года «О мерах по обеспечению финансовой устойчивости, повышению эффективности деятельности и совершенствованию кредитной политики коммерческих банков» учреждена рабочая группа по изучению системных проблем в коммерческих банках с государственной долей и мониторингу за выполнением комплексов мер по оздоровлению их финансового состояния. В соответствии с указанным комплексом мер коммерческим банкам требуется предпринять действия по обеспечению устойчивости финансового состояния, совершенствованию кредитной политики, а также системы управления и оценки кредитных рисков, расширению использования краткосрочных кредитов для обеспечения беспрерывности деятельности хозяйствующих субъектов, оптимизации структуры банков на основе трехлетней стратегии развития. Для обеспечения дальнейшей самостоятельности коммерческие банки с государственной долей наделили правом выпуска корпоративных облигаций, необеспеченные имуществом, а представителям министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах запретили вмешательство в их деятельность.
Основным событием в развитии сферы стало принятие Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы и «Дорожной карты» по ее реализации. Документ основывается на выводах и рекомендациях Всемирного банка по результатам изучения текущего состояния банковской системы Узбекистана и нацелен на дальнейшее повышение ее эффективности, обеспечение финансовой стабильности, а также снижение государственной доли в банковском секторе, что существенно тормозит трансформацию.
ЦБ Республики Узбекистан совместно со Всемирным банком разработал соответствующий план действий, предусматривающий осуществление мероприятий, направленных на усовершенствование регулирующих норм и процессов надзора за банками. В целях оценки успешности проведенных реформ обозначены целевые показатели: повышение доли активов банков без государственной доли в общем объеме активов с текущих 15 до 60 процентов к концу 2025 года; повышение доли обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств с 28 до 70 процентов к концу 2025-го; привлечение не менее трех стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией.
Реализация всех указанных мер в перспективе окажет содействие в создании эффективной, конкурентоспособной и независимой банковской системы, функционирующей на принципах рыночной экономики, обеспечит финансовую стабильность коммерческих банков, расширит спектр их услуг. Проведение такой банковской реформы непременно поспособствует привлечению зарубежных инвестиций и повышению привлекательности республики на внешних рынках капитала.
Правда Востока №143 (29373) от 8 июля 2020г.
Илхом Худайберганов.
Преподаватель кафедры «Международные финансы и инвестиции» УМЭД.