04.06.2020 3465

Неотъемлемым элементом системы образования всех стран мира с развитой экономикой является математика. Это определяется уникальностью роли царицы наук в формировании личности. Потенциал математики в XXI веке огромен. Благодаря ее изучению человек овладевает умением отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, учится анализировать, классифицировать, выдвигать гипотезы. Математика - путь к пониманию научной картины мира. Она развивает воображение, навыки рационального мышления и способы выражения мысли. Здесь невозможно скрыть ошибку так как есть четкие критерии правильности результата. Это формирует честность, объективность, настойчивость.

Как наука, математика создает универсальные аналитические инструменты исследования связей и получения на этой основе новой информации об окружающем нас мире. Это превращает математический аппарат в универсальный инструмент решения многих задач, с которыми сталкиваются ученые, работающие в совершенно разных областях знаний: экономике, биологии, медицине, лингвистике, социологии, которые, казалось бы, весьма далеки от математики. В современных условиях изучение этой дисциплины становится весьма существенным компонентом общеобразовательной подготовки молодого поколения. Внимание к математическому образованию сегодня усиливается во многих странах мира потому что ведущей его целью является интеллектуальное воспитание и развитие мышления человека.

В Послании Олий Мажлису от 24 января этого года Президент особенно подчеркнул, что развитие науки и просвещения - важнейшая задача, стоящая перед нами. Современная система образования, которая соответствует принятым в мире стандартам, служит фундаментом стабильной и сильной экономики любого государства. В приоритете также подготовка специалистов, которые завтра будут трудиться на благо страны и оставят свой след в истории. Без достойных кадров сегодня невозможны никакие реформы. Поэтому в рамках принятой Госпрограммы будут постепенно реализовываться инициативы в области совершенствования процесса обучения молодежи.

В нашей стране математика является одним из приоритетных направлений развития науки на ближайшие годы, проводится ряд системных работ, нацеленных на поднятие науки на качественно новый уровень. 7 мая 2020 года Президент подписал постановление «О мерах по повышению качества образования и развитию научных исследований в области математики». Намечена реализация целого комплекса мер, нацеленных на повышение качества образования и эффективности научных исследований в этой области. Будет сформирована целостная система, обеспечивающая тесное сотрудничество между образовательными и научными учреждениями, внедрение современных педагогических технологий. Особое внимание отныне уделяется качеству преподавания математических наук, совершенствованию учебников и учебных пособий, выявлению талантливой молодежи, обеспечению ее успешного участия в республиканских и международных олимпиадах. Кроме того, будет внедрена Национальная система сертификации по оценке уровня знаний по математике, а научные и образовательные организации нашей страны поэтапно доведут до уровня ведущих мировых научных центров. Также документом утверждена Целевая программа улучшения качества образования, повышения эффективности и практической значимости научных исследований по математическим наукам на 2020-2023 годы. Планы поистине внушительные. Тем не менее, только такими решениями мы сможем выстроить прочный фундамент для налаживания в стране сильной системы подготовки кадров в соответствии с мировыми требованиями.

Особо хотелось бы остановиться на роли математики в экономике. Сегодня наибольших успехов достигают те отрасли знаний, которые широко используют математический аппарат в своих исследованиях. Традиционно применение математики ограничивалось только физическими науками, а теориями в социальных дисциплинах пренебрегали. Теперь же мы замечаем, что математическая экономика достигла признания. Многие экономисты утверждают, что математические модели обеспечивают рациональный подход к решению многих проблем при принятии решений, распределении и прогнозировании. В нынешних управление всей экономикой и отдельными ее звеньями (отраслями, предприятиями, межотраслевыми комплексами) становится все более затруднительным процессом. Причиной тому является колоссальное многообразие возможных производственных решений, принимаемых на различных уровнях. А процессы глобализации, интеграции, интернационализации, внедрение наукоемких технологий, дифференциация потребностей, повышение турбулентности товарных рынков усугубляют неопределенность в поведении экономических систем. Таким образом повышается степень рисков. Все это приводит к необходимости использования в экономике современного математического аппарата. Между экономикой и математикой существует как прямая, так и обратная связь. Благодаря математическому моделированию удается расширить и углубить представление экономистов как о способах согласования управленческих решений, так и практике управления на различных уровнях.

Таким образом, экономика и математика находятся в постоянном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга. С развитием информационных технологий это взаимодействие шагнуло из области экономических исследований в реальную практику управления современным бизнесом. Знание математических методов становится неотъемлемым элементом формирования профессиональных знаний специалистов профиля. При подаче аналитических инструментов нужно непременно говорить о возможной области их применения в экономике (для решения каких задач они могут быть использованы). Преподавание математики как абстрактной науки, далекой от реальной жизни, утрачивает всякий смысл, ведь оно не нацеливает студентов на активное участие в процессе.

В постановлении Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020-го повышение уровня цифровых знаний, необходимых для современной экономики, совершенствование инфраструктуры образования определены дополнительными задачами дальнейшего развития цифровой экономики и электронного правительства. Широкое внедрение цифровых технологий затронет все этапы системы образования. В соответствии с поставленными задачами проводится целый комплекс работ по повышению эффективности сферы просвещения, внедрению прозрачности системы оценивания.

В современных условиях в связи с повышением роли прикладной математики в экономике, появлением новых технологий математической обработки информации актуальным стало образование в Университете мировой экономики и дипломатии новой кафедры «Системный анализ и менеджмент», а также усовершенствована деятельность кафедры «Математическое моделирование и информатика» для обеспечения непрерывной связи с практикой и производством научных исследований в области прикладной математики и разработке математических решений. Настоятельной необходимостью является пересмотр содержания курсов, а также используемых образовательных технологий: для студента важно знать не то, как получена математическая формула, а какие связи она описывает, где и при каких условиях в экономике она может быть применена.

Ответственный подход к подготовке специалистов, готовых к проведению фундаментальных и прикладных исследований в области международной экономики и менеджмента, расширения экспортного потенциала страны, привлечения инвестиций и туристских потоков, мировой политики и международной безопасности, а также других приоритетных направлений современной науки является общей задачей. Сейчас, в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики нашей сфере предоставляются огромные возможности. Руководство страны прекрасно понимает, что своевременный вклад в развитие образования и инноваций непременно даст плоды в будущем. Наш приоритет сегодня - создать все условия для молодежи, стремящейся постигать науки, создавать что-то новое и делать открытия в различных областях знания. Только таким образом мы сможем встать в ряд развитых государств мира с прочной и стабильной экономикой.

Гулнора Раимова,
профессор УМЭД.

Опубликовано в газете "Правда Востока" от 04.06.2020г.