15.12.2021 1351

В дни широкого празднования дня принятия Конституции Республики Узбекистан в общественно-политической газете Народное слово была опубликована статья доктора социологических наук (DSc) Сеитова Азамата (Неотъемлемые, недекларативные / Народное слово, общественно-политическая газета, №255 (8004) от 8 декабря 2021 года, с.1), где раскрыта суть и важность Основного закона страны в процессах реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, где жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права человека признаются высшей ценностью.

Отдельно подчеркивается, что Конституция нашей страны является важным политическим документом, полностью отвечающим интересам народа и стратегическим целям государства. Огромное значение Конституции страны имеет для Республика Узбекистан в рамках достижения цели построения справедливого общества, свободной и благополучной жизни. Для обеспечения реализации Конституционных прав и свобод человека создана необходимая политическая, социально-экономическая и организационно-институциональная база. Отдельно выделим слова Президента Узбекистана Шавката Мирзиеёва о том, что «Новый Узбекистан - это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом».

При этом, Узбекистан за последние годы превратился из объекта критики в активного участника правозащитного движения. Ликвидирован детский и принудительный труд. Более  того, 11 декабря 2018 года Государственный департамент США своим решением официально вывел Узбекистан из так называемого «списка стран, вызывающих особую обеспокоенность».

Узбекистан выработал национальные индикаторы по реализации Целей устойчивого развития ООН до 2030 года, которое осуществляется в соответствии с принципом «Никого не оставлять позади». Узбекистан первым из государств Центральной Азии создал систему национальных институтов по правам человека, который включает парламентского Омбудсмана, Детского Омбудсмана, Бизнес Омбудсмана и Национальный центр по правам человека.

В июне 2020 года впервые принята и последовательно реализуется Национальная стратегия Узбекистана по правам человека. Она предусматривает реализацию рекомендаций Совета по правам человека и договорных комитетов ООН. При принятии Национальной стратегии учитывались мнение не только экспертных кругов, но и широкой общественности и международных организаций.

Республика Узбекистан поддерживает активный и конструктивный диалог с уставными и договорными органами, специализированными учреждениями ООН и специальными процедурами Совета ООН по правам человека. Более того, впервые в своей истории Узбекистан был избран членом Совета по правам человека ООН и успешно участвовал в его 46-й сессии, проходившей 22 февраля 2021 года в формате видеоконференции. Узбекистан активно участвует во Всемирной программе Организации Объединенных Наций в сфере обучения правам человека. Реализуются Национальная программа действий по реализации положений Декларации по образованию и воспитанию в области прав человека ООН.

Осуществляется активная работа по укреплению социально-политического статуса женщин в рамках активной гендерной политики. Все больше усиливается роль женщин в государственном управлении. Число женщин-депутатов в нынешнем парламенте Олий Мажлисе увеличилось в два раза. Избрание в Законодательную палату 32 процентов, то есть 48 женщин, обеспечило Узбекистану 37-е место среди 190 парламентов мира.

В Узбекистане идет и поэтапная гуманизация уголовного законодательства. Широко внедряется использование информационно-коммуникационных технологий в судебно-следственной деятельности. Идет пересмотр системы наказаний и механизмов их назначения, исключаются устаревшие и не отвечающие современным условиям формы и виды наказаний. Эти и другие меры показывают, что на практике находит свое воплощение в жизнь принцип «Верховенство закона – неотвратимость ответственности».

За прошедшие годы отечественное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование его норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, привлекаемых к участию в уголовном процессе.

За последние пять лет произошли исторически значимые изменения в судебно-правовой системе, определившие важнейшие направления соответствующей государственной политики. В частности, осуществлена дальнейшая либерализация уголовного законодательства и декриминализация отдельных категорий преступлений, расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы.

Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института «Хабеас корпус», внедрению упрощенного порядка производства по уголовным делам, а также дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности. Важным шагом в этом направлении стал Указ Президента от 10 августа 2020 года № УП-6041 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности». Все это позволяет заключить, что в Узбекистане коренным образом пересмотрена организации деятельности правоохранительных органов, в основе которой лежит реализация каждым сотрудником благородной идеи - «Служить интересам народа».

В завершение статьи отмечено, что Конституция Республики Узбекистан, воплощающая в себе высокие надежды всего народа и основанная на таких общечеловеческих ценностях, как свобода и права человека, служит развитию нашего общества во всех сферах, обеспечивая равенство людей.