14.04.2023 1024

14 апреля с.г. Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) при Университете мировой экономики и дипломатии (УМЭД) организовал «круглый стол» на тему «Международный вектор Конституционной реформы в Узбекистане».

В мероприятии приняли участие руководители Министерства иностранных дел, главы и старшие сотрудники дипломатических миссий и международных организаций, аккредитованных в Узбекистане, ведущих аналитических и исследовательских центров страны, национальные средства массовой информации, профессорско-преподавательский состав и студенты УМЭД.

С докладами выступили научные сотрудники ИПМИ, а также президент Института глобальных исследований посол А.Саджанхар (Индия), директор Института политики безопасности и развития С.Корнелл (Швеция), исполнительный директор Центра Южной Азии и международных исследований М.уль Хассан Хан (Пакистан), основатель юридической фирмы Specht & Partner Rechtsanwalt GmbH Л.Шпехт (Австрия) и профессор международного права университетов Глазго и Парижа 1 («Пантеон Сорбонна») К.Дж.Темс.

В своем приветственном слове первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса, ректор УМЭД С.Сафоев указал на программные вехи развития Узбекистана, характерные черты нынешнего этапа модернизации и парадигмы развития страны, которые нашли свое отражение в обновленной Конституции. Он отметил, что сегодня активная и конструктивная внешняя политика Узбекистана сделала нашу страну региональной державой за счет эффективного взаимодействия в Центральной Азии, а также успешного выстраивания отношений с государствами соседних регионов, таких как Южная и Юго-Восточная Азия, Ближнего Востока, участия в деятельности международных структур.

В ходе докладов и последовавших дискуссий было отмечено, что Конституционная реформа в своем внешнеполитическом аспекте преследует несколько целей стратегического и долговременного характера. Во-первых, она призвана закрепить новую внешнеполитическую модель Узбекистана, реализуемую со второй половины 2016 года и позволившую достичь серьезного прорыва в региональном и международном развитии страны. Во-вторых, конституционная реформа продемонстрирует мировому сообществу системообразующие принципы и нормы узбекской внешней политики, на основе которых Узбекистан, как региональная держава, будет действовать в условиях нарастающего кризиса международного права и системы международных отношений. В-третьих, закрепляемые принципы ясно демонстрируют на основе какой внешнеполитической модели Узбекистан будет использовать потенциал двусторонних и многосторонних отношений для поддержки динамики своих социально-политических и экономических реформ.

Подчеркнуто, что обновленная Конституция Узбекистана обеспечит динамичное развитие страны в будущем. При этом, указано на важность осуществляемых в стране реформ в административной системе, создании компактной, но в то же время высокоэффективной системы государственного управления, призванной предоставлять государственные услуги самого высокого качества. Кроме того, экспертами было подчеркнуто, что Конституционная реформа создает более благоприятные условия для привлечение иностранных инвестиций. Новая Конституция, наряду с законом и судом, станут важнейшими защитниками собственности и инвестиций в Узбекистане. В этом направлении уже начата практическая работа по организации в стране Международного коммерческого суда.

Докладчики выразили уверенность, что Конституционную реформу можно рассматривать как новый «общественный договор», который окажет серьезное влияние на страны региона. Более того, усиление тренда на создание сообщества безопасности будет все больше формировать региональную субъективность Центральной Азии, аналогичной той, что наблюдается в Европе.

Были выражены мнения, что Конституционная реформа в Узбекистане сделает общественно-государственную модель страны уникальным образцом синтеза мусульманских традиций, либеральной демократии и секуляризма. Также подчеркивалось, что глобальные проблемы современности, к которым относятся изменение климата, истощение водных и других природных ресурсов, становятся серьезным вызовом и требуют объединения усилий всего человечества.

Подводя итоги «круглого стола», его участники согласились, что Конституционная реформа закрепляет приоритеты современной внешней политики Узбекистана, основанные на открытости, прагматичности, а также взаимном доверии и уважении в отношениях со всеми странами.