13.01.2021 2646

В издательстве УМЭД осуществлена публикация двух томов трёх томного издания “Учебники и учебные пособия нового поколения по подготовке специалистов в сфере международных отношений”. Ответственным редактором издания является докт.истор.наук, проф. Ш.М. Абдуллаев.

Данные учебные пособия подготовлены Центром международных экономических и политических исследований при УМЭД МИД РУ, с привлечением специалистов кафедр “Прикладного анализа международных проблем” и “Международные отношения” УМЭД.

Первый том серии “Прикладной анализ внешнеполитических ситуаций” посвящается вопросам сущности и значения прикладного анализа внешнеполитических ситуаций, методологии аналитической деятельности и внешнеполитического моделирования, базовым методикам исследования международных ситуаций и даёт представление о существующих “мозговых центрах” и их типологиях, позволяет проводить анализ внешнеполитических прогнозов постфактум и др.

Структура данного учебного пособия включает в себя предисловие, восемь глав, использованные источники и состоит из следующих разделов:

Глава I. Сущность и значение прикладного анализа внешнепо­лити­ческих ситуаций.

Глава II. Информационные аспекты методического обеспечения внешнеполитических исследований.

Глава III. Базовые методики исследования международных ситуаций. Данная глава разделена на такие параграфы как Контент-анализ, Ивент-анализ, Когнитивное картирование, Системный анализ, Теория игр.

Глава IV. Целевое структурирование внешнеполитического анализа и особенности оперативно-аналитической работы.

Глава V. Ведущие мировые центры внешнеполитического анализа в США и России. Данная глава включает в себя такие разделы как Совет по международным отношениям в США, Брукингсский институт, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова Российской академии наук.

Глава VI. Ведущие мировые центры внешнеполитического анализа в Европе, Китае и Индии. В этой главе даётся информация о Chatham House, Китайской академии современных международных отношений, Институте оборонных исследований и анализа.

Глава VII. Системное моделирование и экспертные оценки в исследованиях международных ситуаций.

Глава VIII. Анализ процесса принятия внешнеполитических решений.

Авторский состав представлен следующими специалистами: Ш.М.Абдуллаев, докт.истор.наук, проф.(предисловие), А.А.Абдувахитов, канд.истор.наук (глава VIII), А.А.Умаров, докт.философии (PhD) по политическим наукам (главы I, III, V, VI), А.П.Сеитов, канд.соц.наук (глава VI), Н.М.Рахматуллаева, докторант УМЭД (главы II, VII), А.С.Рахимов, главный научный сотрудник ЦМЭПИ (глава VIII).

Второй том данной серии – Системный подход к изучению международных отношений – посвящён адаптированному и обобщенному изложению сущности и значения системного подхода к изучению международных отношений. В ней рассматриваются вопросы системного анализа МО в современном научном дискурсе, анализируются модели, структура и типология международных систем, рассматриваются система баланса сил или «идеального равновесия», полярность в международных отношениях, эволюция современной мировой системы.

Структура данного учебного пособия состоит из следующих разделов:

Предисловие.

Глава I. Системный анализ международных отношений в современном научном дискурсе.

I.1. Теория социальных систем (Talcott Parsons).

I.2. Структурный функционализм или социологическая системная теория (Niklas Luhmann).

I.3. Аналитические подходы к изучению политических систем (David Easton).

I.4. Системный подход в международной политике (Morton A.Kaplan).

I.5. О международных системах (Richard Rosecrance).

I.6. Системный подход и уровни анализа (Kenneth Waltz).

I.7. Системные перемены: уровень международной системы и уровень государств (Robert Gilpin).

I.8. Международная система и внутренние и внешние ограничения внешней политики (Stanley Hoffmann).

I.9. Анализ сообществ безопасности (Karl W. Deutsch).

I.10. Международная система, гомогенные и гетерогенные системы (Raymond Aron).

I.11. Системно-исторический подход (Immanuel Wallerstein).

I.12. Концепции международного общества (Hedley Bull, Barry Buzan).

I.13. Теория длинных/длительных циклов и глобальная система (George Modelski).

I.14. Традиции системного анализа международных отношений в России.

I.15. Системный подход в международных исследованиях Китайских ученых.

Глава II. Основы системного подхода. Системные модели в международных отношениях.

II.1. «Теория систем» Дэвида Истона.

II.2. Структурный реализм Кеннета Уолтца.

II.3. Системный подход в прикладном анализе политических ситуаций.

II.4. Методики сравнения альтернатив в рамках системного анализа.

II.5. Значение системного мышления и анализа в современном мире.

Глава III. Структура системы международных отношений: элементы, среда, подсистемы. Типология международных систем.

Глава IV. Система баланса сил, или «идеальное равновесие». Классическое европейское равновесие. Полярность в международных отношениях.

Глава V. Вестфальская модель в системе международных отношений.

V.1. Матрица конфликта.

V.2. Государства-нации как главные субъекты.

V.3. Вестфальская модель как система.

V.4. Вестфальская система как символ эпохи.

V.5. Системное значение «Вестфалии».

V.6. Гаранты безопасности как условие мира.

Глава VI. Эволюция современной мировой системы.

Авторский состав данного учебного пособия представлен следующими специалистами: Ш.М.Абдуллаев, докт.истор.наук, проф. (преди­словие), Н.Я.Муминова, канд.полит.наук (глава I), А.П.Сеитов, докт.соц.наук, А.А.Умаров, докт.фил. по истор.наукам (глава II), И.Х.Якубов, канд.полит.наук (глава III), Н.М.Рахматуллаева, докторант УМЭД (глава IV), У.А.Хасанов, канд.полит.наук (глава V), А.А.Абдувахитов, канд.истор.наук, А.С.Рахимов, главный научный сотрудник ЦМЭПИ (глава VI).

Учебные пособия предназначены для студентов бакалавриата по направлению «Международные отношения и политические науки». Они будет интересны магистрантам, докторантам, преподавателям и научным сотрудникам, занимающимся аналитической работой, а также всем, кто интересуется международно-политической экспертизой как профессией.