26.02.2021        8163

«Мы поставили перед собой великую цель - формирование фундамента нового Ренессанса в нашей стране, и с этой целью должны создать среду и условия для воспитания новых Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои и Бабуров. В этом историческом процессе важнейшими факторами, неотъемлемой частью нашей национальной идеи являются развитие образования и воспитания, науки и инноваций, утверждение здорового образа жизни».

Из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года.

Наука - ценнейший капитал общества, достояние любого государства, во многом определяющее его благополучное настоящее и будущее. А фундаментальная наука является частью локомотива, ведущего общество к вершинам научно-технического прогресса. Как отмечается в Докладе ЮНЕСКО по науке: на пути до 2030 года, создание и передача научных знаний - критическое условие для обеспечения устойчивого социально-экономического благополучия и интеграции в мировую экономику. В современных условиях стремительно развивающейся экономики ни одно государство не может оставаться в стороне от инноваций. Именно наука создает фундамент для новых подходов, решений и технологий.

Одним из главных документов, призванных вывести отечественную науку на новый уровень стал Закон «О науке и научной деятельности», подписанный Президентом 29 октября 2019-го. В нем подчеркивается: приоритетные направления развития науки и технологий разрабатываются в целях обеспечения научного решения проблем, связанных с достижением конкурентоспособности и эффективности национальной экономики, созданием новых отраслей, повышением уровня жизни населения. А 29 октября 2020-го глава государства принял Указ «Об утверждении Концепции развития науки до 2030 года». Документ охватывает все направления дальнейшего совершенствования сферы, определяет ряд важных задач по достижению высоких показателей в области экономики путем реализации инновационных проектов.

На основе определенных Президентом стратегически важных программ и планов в Узбекистане осуществляется широкомасштабная работа по повышению конкурентоспособности отечественной науки и вхождению к 2030 году в топ-50 стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса. Выдвинута такая амбициозная задача, как формирование в стране образовательного хаба региона. Как мы знаем, образование и наука неразрывно связаны. И только находясь в тесной взаимосвязи, эти два направления способны помочь государству в достижении поставленных задач.

Говоря о состоянии и перспективах развития сферы, глава государства на встрече с ведущими  представителями отечественной науки 30 декабря 2016 года отметил, что за годы независимости наука в нашей стране достигла весомых результатов, сделано множество открытий и изобретений, однако само время требует поднять на новый уровень развития все сферы жизни общества, в том числе и науку.

Исходя из этого в течение последних четырех лет принят целый ряд важных нормативно-правовых документов Президента и правительства в сфере научной и инновационной деятельности, в том числе по всесторонней поддержке деятельности Академии наук Республики Узбекистан и ученых республики. Дополнительный импульс развитию сферы придал ряд встреч, проведенных главой государства с учеными и научно-педагогической общественностью, в том числе в регионах страны.

Задачи, стоящие перед наукой, определяются стремлением государства наиболее эффективно использовать накопленный интеллектуальный и технический потенциал. А новые формы организации научных исследований призваны помочь в решении проблем в сфере социально-экономического и научно-технического развития.

Научно-технический прогресс - одно из приоритетных направлений Нового Узбекистана. Важно также учесть, что на протяжении многих веков эта земля была очагом просвещения и науки, одним из центров мировой цивилизации, а стремление к знаниям всегда являлось неотъемлемой частью менталитета нашего народа.

Всему миру известны выдающимися трудами и открытиями в области математики, астрономии, геодезии, минералогии, фармакологии и медицины наши великие предки Хорезми, Фергани, Беруни,  Ибн Сино,  Улугбек и многие другие. И неслучайно, что одним из первых научных учреждений в мире стала известная во всем мире Академия Маъмуна, созданная в древнем Хорезме более тысячи лет назад. Чтобы отдать дань истории развития научной мысли, она возрождена в регионе в годы независимости. Аналогичные центры древней научной мысли созданы в Самарканде и Бухаре, где плодотворно трудилось не одно поколение ученых.

Современный Узбекистан располагает всем необходимым для развития и расширения созданного предками научно-технического потенциала, внедрения в практику достижений фундаментальной и прикладной науки, наукоемких технологий. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших научных центров в Центральноазиатском регионе. Коллективы отечественных НИИ проводят исследования в области математики, математического моделирования естественных и общественных процессов, информатики и вычислительной техники, молекулярной генетики, генно-клеточной инженерии, биотехнологий. В целом в республике сосредоточено свыше 120 высших учебных заведений, более ста научно-исследовательских институтов. Генератором важнейших прикладных и фундаментальных исследований является Академия наук.

Научные школы отечественных ученых в области точных, естественных и гуманитарных дисциплин, а также их теоретические и практические достижения признаны мировой научной общественностью. Наши ученые уделяют особое внимание подготовке современных учебников, учебной литературы для образовательных учреждений.

Необходимо отметить, что именно укрепление научного потенциала вузов и интегрирование учебного процесса с инновационной деятельностью за счет передачи в ведение университетов ряда академических научных учреждений и создания современных межвузовских научно-лабораторных комплексов совместного пользования приобретают на нынешнем этапе комплексных реформ актуальное значение.

Важное направление научных изысканий – интеграция науки Узбекистана в международное сообщество. Отечественной науке необходимо занять достойное место в этом пространстве. Поэтому в настоящее время ученые ведут фундаментальные и прикладные исследования по разным направлениям, включая самые сложные. Мы имеем признанные в мире достижения в областях математики и теоретической физики, физики высоких энергий, радиационного материаловедения, физической электроники, химии растительных веществ, генетики и селекции хлопчатника, биохимии и молекулярной биологии гормонов, геологии рудных месторождений, востоковедении, истории и археологии. Словом, не счесть всех направлений, по которым развивается отечественная наука.

Не стоит забывать о непосредственной связи науки с высшим образованием. Эти две сферы призваны взаимодополнять друг друга. И именно на уровне вузов начинается наука. Так и в Узбекистане создана отвечающая современным международным стандартам двухступенчатая система высшего образования: бакалавриат и магистратура. Введен институт старших научных сотрудников-соискателей, значительно улучшены условия их материального стимулирования. Вместе с тем назрела объективная необходимость кардинального реформирования действующей системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации как логическое продолжение осуществляемых преобразований в системе просвещения.

Поддержка начинающих ученых - в числе приоритетов государственной политики, так как преобразования, начатые во всех сферах, включая экономику, образование, здравоохранение, культуру и спорт, требуют задействования самых передовых решений, которые будет предлагать молодежь. И так как наука - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, необходимым видится глубокое и непрерывное совершенствование уровня квалификации сотрудников высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений республики.

Для высоких достижений в науке, как неоднократно отмечал Президент, нам прежде всего необходимо воспитать кадры новой формации, выступающие инициаторами реформ, обладающие стратегическим видением, глубокими знаниями и высокой квалификацией. Именно поэтому в стране начато реформирование всех звеньев цепочки непрерывного образования - от дошкольного до высшего.

Глава государства подчеркивает, что именно эти два направления (образование и наука) имеют первостепенное значение для повышения интеллектуального и духовного потенциала не только молодежи, но и всего общества. Там, где не развивается наука, наблюдается регресс, следовательно, и отсталость государства от мировых тенденций.

Очевидно, что в целях устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии. И это даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению прогресса.

В современном мире отчасти только цифровизация играет решающую роль во всех сферах. Мировая тенденция становления цифровой экономики заключается в ускоренном росте информатизации и компьютеризации всех сфер жизни общества. Сегодня все мы – свидетели того, насколько стремительно развивается информационно-коммуникационная инфраструктура, что обеспечивает больший доступ к знаниям. Этот процесс осуществляется через компьютерные технологии, интернет, социальные сети. Помимо прочего, цифровизация стала новым источником роста и диверсификации для экономик развивающихся государств, к которым относится и Узбекистан.

Несмотря на то, что в 2019 году в международном индексе по развитию информационно-коммуникационных технологий наша страна поднялась на восемь позиций, мы все равно несколько отстаем в этой области. Не будет преувеличением, если сказать, что некоторые министерства и ведомства, многие предприятия все еще далеки от полноценного внедрения цифровых технологий. Однако ситуация меняется.

Так, на прошедшем 22 сентября 2020 года видеоселекторном совещании по вопросам внедрения цифровой экономики и электронного правительства в отраслях и регионах, а также в Послании парламенту от 24 января 2020-го Президент подчеркнул, что развитие цифровой экономики является одним из главных приоритетов государственной политики на ближайшие годы. Для этого разработана и утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030», предусматривающая кардинальную трансформацию республики в течение десятилетия.

В непростых условиях коронавирусной пандемии стало очевидно, что формирование цифровой экономики потребует соответствующей инфраструктуры, огромных средств и трудовых ресурсов. Но, как бы ни было трудно, мы обязательно должны приступить к этой работе уже сегодня, иначе завтра будет поздно.

Известно, что цифровые технологии не только повышают качество продукции и услуг, снижают расходы, но и являются эффективным инструментом в борьбе с коррупцией. Кроме того, широкое внедрение цифровых технологий способствует эффективности государственного и общественного управления, развитию социальной сферы, словом – кардинальному улучшению жизни людей.

Конечно, современную науку нельзя развивать без огромных вложений. Неслучайно XXI век называют веком знаний и интеллекта, человеческого разума. В мире все больше укрепляется истина: самые востребованные и окупаемые средства - это средства, вкладываемые в человеческий капитал. Конкурентоспособность любой страны на мировом рынке в настоящее время зависит не столько от наличия природных ресурсов, сколько от постоянного воспроизводства высокообразованных и высокоответственных специалистов, способных осваивать современные, постоянно обновляющиеся технологии, создавать производства, формировать высокотехнологичную структуру экономики. Только люди, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут достичь стратегических целей.

Таким образом, в Узбекистане за годы независимости осуществляется целенаправленная широкомасштабная работа по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Само время требует от нас реальных практических действий. И именно от этого будет зависеть наше процветающее будущее.

Ранохон Турсунова,
доктор исторических наук, доцент УМЭД.

Источник: Правда Востока №41(29545) от 26 февраля 2021г.