04.09.2018 14544

Перед Университетом мировой экономики и дипломатии стоит стратегическая задача - трансформация в Университет нового типа, способный обеспечить высокое качество подготовки специалистов-международников в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на основе использования передового зарубежного опыта, в т.ч. современных инновационных и педагогических технологий, научных разработок. В то же время, без солидных финансово-экономических вливаний в УМЭД невозможно говорить о научно-образовательной и просветительской деятельности Университета принципиально нового поколения.  

Выполнение этих задач требует оптимальной концентрации как государственных ресурсов, так и внебюджетных средств Университета. В этой связи, повышение размера стоимости обучения на платно-контрактной основе отвечает насущным потребностям обеспечения жизнедеятельности Университета в новых условиях. Средства от стоимости обучения планируются направить на укрепление материально-технической базы Университета, улучшение социально-бытовых условий студентов и магистров, повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава и работников, приглашение зарубежных специалистов и т.д.

Процесс коренной перестройки деятельности УМЭД уже развернулся.
Во-первых, идет обновление материально-технической инфраструктуры Университета: перестраиваются и переформатируются спортивные сооружения; создается новый Информационно-ресурсный центр с широкой социальной зоной для студентов; начат процесс кардинального обновления библиотечного фонда УМЭД с использованием ресурсов посольств Республики Узбекистан за рубежом. Планируется приобретение новейших базовых учебников и учебных пособий (издания 2015-2018гг.), используемых в ведущих зарубежных вузах: МГИМО и Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Россия), Гарвардском университете, Университете Джона Хопкинса, Джорджтаунском университете, Университете Джорджа Вашингтона, Йельском университете, Стэнфордском университете, Университете Сан-Хосе, Международном университете Флориды и др. (США), Лондонской школе экономики и политики, Кингс колледже, Кембриджском университете, Оксфордском университете и др. (Великобритания), Школе политических исследований – Sciences-Po, Университете Сорбонна-I, Высшей школе прикладных правовых исследований, Высшей школе бизнеса в Париже и др. (Франция), Сингапурском национальном университете, Сингапурском институте менеджмента (Сингапур), Токийском университете (Япония) и др.

Во-вторых, обновляются учебные планы и программы, усиливается прикладное содержание и практическая направленность образовательного процесса. Будет сделан акцент на углубление самостоятельной подготовки студентов, формирование и развитие у них аналитического мышления, устойчивых профессиональных навыков. Центральной фигурой образовательного процесса становится профессор/преподаватель, который является не ментором, а модератором образовательного процесса.

В структуре учебного процесса основные занятия падают на самостоятельную работу студентов в аудитории под руководством и активном участии преподавателя. Эти занятия будут проводиться в различных формах: «мозговые штурмы», ситуационные игры, «круглые столы», ролевые игры и т.д. Это резко повышает требование как к самим преподавателям, так и студентам. Основное внимание фокусируется на проработке студентами внушительного объема академического материала, подготовке и представлении на его основе письменных работ, участии в обсуждении проработанного материала в аудитории. Принципиально важно здесь научить студентов мыслить критически, готовить рекомендации и обосновывать собственную позицию. Будут принципиально пересмотрены учебные нагрузки преподавателей в сторону высвобождения их от рутинной бумажной работы и создания условий для полноценной исследовательской деятельности. 

В-третьих, к учебному процессу в УМЭД будут активно привлечены авторитетные зарубежные специалисты по различным направлениям современной международной экономической, политической и юридической науки. В текущем учебном году планируется пригласить не менее 10-15 ведущих ученых-международников из-за рубежа. Для этого в Университете создаются необходимые академические и материально-технические условия. Резко активизируются международные связи Университета. Планируется развитие совместных учебных программ как бакалаврских, так и магистерских в сотрудничестве с зарубежными вузами: МГИМО, Шанхайский университет и др. Будут интенсивно развиваться обменные программы студентов, магистров, докторантов и др. с ведущими образовательно-научными центрами мира.       

Известие о повышении размера стоимости обучения на платно-контрактной основе в Университете вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях. Выше мы привели ряд аргументов, которые обосновывают необходимость этого шага. Эти аргументы показывают, что все дополнительные средства будут целевым образом использованы на студентов и в интересах самих студентов, будут направлены на обновление учебного процесса и достижение цели подготовки высококвалифицированных специалистов-международников. Плоды этих усилий будут заметны уже в ближайшем будущем и отразятся непосредственно на конечном образовательном продукте.

Понимая тревогу некоторых участников дискуссии в социальных сетях, мы хотели бы особо обратить внимание на социальный аспект проблемы. Руководством Университета продуманы конкретные меры по социальной защите наиболее уязвимого в этом отношении студенческого контингента. Ученый совет Университета тщательно и «точечно» изучит каждый подобный случай и будет ходатайствовать о снижении процента оплаты для конкретных студентов, возможность обеспечения их работой на территории Университета, содействие созданию стартапов силами студентов, дав им возможность вести бизнес. С другой стороны, Ученый совет будет ходатайствовать перед бизнес-сообществом о покрытии расходов на обучение конкретных студентов. Надеемся, что эти меры помогут в определенной степени снизить существующую нагрузку в этом вопросе.