11.03.2022 2356

В современном обществе вопросы, связанные с религией, вызывают неподдельный интерес, так как религия – специфическая, глубоко духовно- нравственная сфера человека. Государство вправе регулировать политику в этой тонкой сфере, однако отменить или ликвидировать эти чувства никакая политика не в состоянии. Более того, любое насилие в данной сфере может вызвать весьма острую обратную реакцию.

Ситуация в корне изменилась после обретения независимости нашей республики. Началось возрождение религиозных ценностей, произошла ситуация, при которой люди начали, кто более, кто менее, осознавать свою конфессионально-культурную принадлежность, сопричастность к одной из цивилизаций.

Наша республика обозначила светский путь развития, в Узбекистане религия официально отделена от государства, но при этом необходимо понимать, что она не отделена от общества, значит, связи между духовной жизнью общества и религиозными установками должны быть гармоничными, сбалансированными. Если государство уважает религиозные чувства и права верующих, то и верующие должны уважать законы и политику государства. Только при таком равновесии не будет никаких взаимных обид.

Издревле Узбекистан был местом пересечения нескольких цивилизаций, в ареал контактов которого входили страны Востока и Запада. На протяжении многих веков на древней земле Узбекистана в мире и согласии жили и живут представители разных этносов, культур и религий. Гостеприимство, доброта, щедрость души и подлинная толерантность всегда были присущи нашему народу и стали основой его менталитета. 

Сегодня в республике официально зарегистрировано 2224 религиозных организаций 16 различных конфессий, большинство из них – 2049, или 92% от общего количества составляют мусульманские организации (включая 6 шиитских мечетей). На территории Узбекистана расположено более 160 известных мусульманских святынь, что определяет особое значение Узбекистана для всего мусульманского мира.

За годы независимости были построены и отреставрированы сотни мечетей, церквей, синагог и молельных домов. В республике зарегистрировано около 180 христианских организаций. Кроме того, действуют восемь еврейских общин, шесть общин бахаи, один буддийский храм и одно общество кришнаитов, а также одно межконфессиональное Библейское общество. Религиозная образовательная система состоит из Ташкентского исламского института (Олий маъхад), 10 медресе, имеются также православные и протестантские семинарии.

В республике проведена широкая реконструкция памятников архитектуры ислама. Так, в 2007 году был реконструирован архитектурный комплекс Хазрати Имама, прославленный во всем исламском мире. Создан Общественный фонд Хазрати Имама. Был возрожден также ансамбль Бахауддина Накшбанди в Бухаре. Все это способствует возрождению духовности и моральных ценностей народа.

Кроме мусульман, в республике проживают представители многих других мировых и национальных религий, поэтому государственная политика по такому деликатному вопросу, как свобода совести, находится в центре внимания не только общественности республики, но и мирового сообщества.

Для Узбекистана как страны, где большинство населения исповедует ислам, актуальными являются две основные задачи: уберечь истинный ислам от политизированного и воинствующего псевдоислама, от тех, кто использует религиозные лозунги с целью установления деструктивной ситуации в регионе, и наладить углубление религиозной толерантности, бережное отношение к другим религиозным ценностям.

Последователи разных конфессий в Узбекистане живут в мире и согласии. За многие годы и даже века совместного проживания мусульмане, христиане и представители других вероисповеданий научились взаимопониманию, в результате которого были установлены традиции толерантности. Ярким примером является мавзолей ходжи Данияра, расположенный недалеко от Самарканда. Место, где погребен библейский пророк Даниил, является святым для христиан, для мусульман и для иудеев.

Многие аналитики считают, что Узбекистан выходит на качественный этап развития, где представители разных национальностей, этнических групп, религий и конфессий живут вместе в атмосфере дружбы и взаимного уважения. Думаю, что следующие строки неслучайно появились в журнале «The National Interest» (США). В нем говорится: «Шавкат Мирзиёев отошел от старой политической траектории и определил свою стратегию построения Нового Узбекистана. Его реформы охватили все сферы жизни страны, в том числе и духовные».

В Концепции развития Нового Узбекистана 2022-2026 гг. четко обозначения цель, 74 в которой говорится об укреплении атмосферы межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе.Дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки национальных культурных центров, а также создание дополнительных благоприятных условий для молодежи разных национальностей, формирование осознания ею чувства гражданского долга, усиление патриотизма, повышение культуры межнационального общения, основанного на толерантности.

Таким образом, светский Узбекистан – это государство, в котором соблюдаются законы и уважительное отношение к религии. Религия в нашем обществе стала составной частью культурно-духовной сферы. Произошло взаимопроникновение – создана правовая база для проведение продуманной политики в религии – прежде всего Конституция Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях». В свою очередь все принимаемые реформы в нашем государстве пропитаны духовной основой в которое приоритетное положение занимает религия так греющая нашу душу и сердце. 

Турсунова Р. – д.и.н. УМЭД

Источник: NUZ.UZ