07.05.2021 2273

Тема противостояния новым формам рисков и угроз получила широкое освещение в СМИ и научно-экспертной среде. Вопрос поиска и выбора альтернативных решений на фоне последствий COVID-19 приобрел особую актуальность. В этом контексте своеобразный экзамен и проверку на прочность прошли концептуальные подходы, различные финансово-экономические механизмы, призванные осуществлять и обеспечивать функционирование всего комплекса мер, направленных на развитие государства. Рассматривая текущие процессы в разных регионах земного шара, эксперты отмечают как определенные закономерности, так и очевидные различия в формировании подходов государств к решению насущных проблем.

Новый Узбекистан в период пандемии в очередной раз продемонстрировал способность адекватно реагировать на самый широкий и разнообразный спектр деструктивных тенденций нашего времени.

Известно, что за последние пять лет в стране были сформулированы конкретные предложения по решению актуальных задач социально-экономического, общественно-политического и культурно-гуманитарного развития страны. И за сравнительно небольшой отрезок времени сформировалась новая экономическая среда для ведения свободного бизнеса, заметны большие сдвиги в сторону повышения уровня жизни населения, растет общественно-политическая активность институтов гражданского общества. А за основу поступательного развития страны взяты плюрализм мнений и диалог с народом. Становится очевидным, что реформы приобрели необратимый характер. Необходимо всесторонне укреплять и развивать эти процессы, продолжать ставить масштабные задачи и претворять их в жизнь на благо будущих поколений.

За последние пять лет принят ряд документов программного характера, среди которых особое место занимает Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Это, пожалуй, главный документ на текущий период. Стратегия действий выступила одним из непременных условий обеспечения эффективности управленческих решений. Это стало очевидным и в период борьбы с пандемией. Сегодня имеет смысл подвести некоторые итоги по ее реализации с учетом фактора COVID-19, который не канул в Лету, а продолжает быть «участником» практически всех современных процессов.

Несмотря на возникшие препятствия, документ явился тем звеном, который определил ход и придал мощный импульс реформам. За обозначенный период произошел переход от деклараций к достижению практических результатов, что в свою очередь стало показателем эффективности политических решений.

Следует напомнить, что в Стратегии действий определены пять приоритетных направлений развития государства:

  • совершенствование государственного и общественного строительства;
  • обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы;
  • развитие и либерализация экономики;
  • развитие социальной сферы;
  • обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Каковы же итоги прошедшего временного отрезка с момента принятия документа в 2017 году? Здесь важно отметить, что необходимость повышения роли Сената Олий Мажлиса в законотворчестве и парламентском контроле приобрела новое содержание. Кроме того, имеют место повышение инициативности и ответственности субъектов права законодательной инициативы в законотворческом процессе, реализация различных проектов, в числе которых система «Элект­ронный парламент», усиление роли парламента в развитии отношений с зарубежными странами.

Сегодня во главу угла политики Узбекистана ставятся в первую очередь практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли средств массовой информации, обеспечение свободы слова. В основе реформ лежит единая цель - сформировать в стране сильное гражданское общество, которое сможет самостоятельно определять вектор развития. Это также гарант эффективной судебной защиты интересов общества, противодействия коррупции в государстве.

Здесь уместно отметить, что второе направление Стратегии действий подразумевает обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы. Сейчас внимание руководства страны сосредоточено на обеспечении гарантий надежной защиты прав и свобод населения, совершенствовании системы оказания юридической помощи и правовых услуг. Так, Стратегия действий служит своеобразной «дорожной картой» Узбекистана по выполнению Целей устойчивого развития ООН и реализуется в пять этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной Государственной программы по ее осуществлению в соответствии с объявляемым наименованием года.

Определенные сдвиги стали заметны в экономической сфере. Шаги, направленные на оптимизацию процессов в области ценовой и макроэкономической стабильности, инфляции, налоговых реформ, эффективного использования бюджетных средств, привлечения инвестиций, формирования благоприятной среды для предпринимательства, банковских реформ, развития транспортной инфраструктуры также стали индикаторами проводимых преобразований.

Что касается экономических реформ, то здесь следует упомянуть о двух важных документах: утвержденной в июне 2018-го Концепции совершенствования налоговой политики, а также принятом 30 декабря 2019-го Налоговом кодексе Республики Узбекистан в новой редакции. Эти акты создали основу для формирования новой архитектуры национальной налоговой системы, создающей предпосылки для повышения эффективности системы государственного управления экономикой.

Как отмечают специалисты, в последние годы в нашей стране реализуются меры, направленные на сокращение вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, расширение сферы частной собственности, развитие частного предпринимательства и конкуренции.

Узбекистан - самое густонаселенное государство в Центральной Азии, а среди стран СНГ республика занимает третье место по численности населения после России и Украины. Мы отличаемся не только размером потребительского рынка, но и большой производственной мощностью. Для эффективного использования имеющегося потенциала приняты практичес­кие меры по привлечению зарубежных инвестиций, поддержке экспорта и расширению его географии, упрощению импорта продукции. Как результат, растет объем внешней торговли, создаются условия для реализации крупных инвестпроектов.

Четвертое направление Стратегии действий подразумевает комплексное развитие социальной сферы. Сюда входит последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты, повышение социально-политической активности женщин, реализация целевых программ по строительству доступного жилья, развитие культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики. В приоритет ставятся также здоровье граждан и структурные преобразования в области медицины. Так, 3 февраля текущего года Президент подписал Указ «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». Этот нормативно-правовой акт направлен на ускорение проводимых широкомасштабных реформ.

Те системные преобразования, происходящие в сфере здравоохранения на протяжении последних лет, позволили существенно повысить качество оказываемых населению медуслуг. В отрасль внедряются передовые решения и современные технологии. Начата полная цифровизация сферы, продолжается работа по оказанию всесторонней помощи лицам с инвалидностью, подготовке к внедрению медицинского страхования, раннему выявлению и эффективной профилактике факторов риска заболеваний. Мы видим, что в Новом Узбекистане реформы в сфере здравоохранения реализуются ускоренными темпами.

Наряду с этим Стратегия действий преду­сматривает важность дальнейшего совершенствования государственной военной организации и системы обороны страны, ускорения пропагандистской работы, раскрывающей истинные цели и сущность таких противоречащих национальным идеям явлений, как экстремизм и терроризм. Продолжение активной деятельности в этом направлении демонстрирует серьезное внимание руководства страны к обеспечению мира и стабильности не только в рамках одного государства, но и на региональном уровне.

Так, за последнее время отношения между республиками ЦА вышли на новый уровень. Реформы, реализуемые руководством Узбекистана в сфере внешней политики, вызывают интерес со стороны международного сообщества. Президент неоднократно упоминал о важности проведения открытой внешней политики и повышения авторитета страны на международной арене. Важный стратегический элемент в этом процессе - обновление региональной дипломатии Узбекистана. Понимая сложность и перспективность начатых реформ, лидер страны начал совершенно новый диалог во внешнеполитической сфере. Сегодняшние результаты и предполагаемый ход развития событий показывают, что это определяет будущее не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии.

Стоит отметить масштабную работу в области укрепления межнациональных отношений, развития дружественных связей с зарубежными странами, изучения научного наследия, обеспечения религиозной толерантности. Безусловно, Узбекистан - равноправный субъект международных отношений, который входит в число демократических государств. Проводимая под руководством Президента политика способствует формированию вокруг страны атмосферы безопасности, стабильности и добрососедства. Тем самым укрепляется и наш международный имидж. В целях активизации этой работы принят Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» от 19 мая 2017 года.

Весьма актуальной сегодня представляется задача по доведению до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах. В числе приоритетов также совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также договорно-правовой основы международного сотрудничества.

Говоря о продолжающемся этапе реформ, следует отметить тот факт, что в 2020-м на Узбеки­стан впервые была возложена историческая миссия председательства в СНГ. По оценкам наблюдателей, несмотря на пандемию коронавируса, не позволившую в полной мере реализовать все намеченные планы, многие мероприятия были успешно проведены как в очном порядке с соблюдением правил эпидемиологической безопасности, так и в формате видеоконференций. Всего в рамках СНГ и на двустороннем уровне со странами Содружества в период председательства Узбекистана состоялось более 200 мероприятий. А 29 декабря 2020-го в Послании Олий Мажлису Президент отметил, что Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Для полномасштабного присутствия на рынках государств - членов этой организации поставлена задача ускорить работу по приведению национальных норм технического регулирования в соответствие с требованиями ЕАЭС.

В заключение следует подчеркнуть, что созданная за короткий срок и продолжающая совершенствоваться нормативно-правовая база в разных сферах позволила продемонстрировать устойчивость и потенциал Узбекистана в условиях нестабильности и изменчивости глобальных процессов, происходящих в мире. Подобная динамика, безусловно, оказывает как косвенное, так и прямое воздействие на ситуацию в разных областях жизнедеятельности нашего государства. Тем не менее глубоко продуманная и взвешенная внут­ренняя и внешняя политика руководства респуб­лики, получившая свое отражение в Стратегии действий, продемонстрировала наличие не только прочного «иммунитета» к внешним вызовам, но и перспективность избранного курса реформ и строительства Нового Узбекистана.

Промежуточные положительные итоги реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в которой отражены конкретные меры по дальнейшему углублению и обеспечению эффективности демократических реформ на новом этапе развития государства, позволяют с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее.

Ихтиандр Увраимов.
Старший преподаватель УМЭД.

Источник: Правда Востока №91(29595) от 6 мая 2021г.