23.03.2021 1653

Наши демократические реформы приобрели необратимый характер и нацелены на становление Нового Узбекистана.

Шавкат Мирзиёев, Президент Республики Узбекистан.

Во главе угла политики Нового Узбекистана сегодня повышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли средств массовой информации, поддержка деятельности ННО. Претворение в жизнь таких масштабных инициатив возможно исключительно при участии людей.  Поэтому одна из главных целей, стоящих перед страной, - обеспечить формирование сильного гражданского общества, способного самостоятельно определять вектор своего развития. Именно такое общество станет гарантом эффективной судебной защиты интересов человека, препятствовать коррупции и прочим негативным факторам.

Реализация курса реформ, инициированных Президентом, осуществляется в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. За минувший период страна добилась немалых результатов в сфере защиты прав человека, деятельности ННО и других институтов гражданского общества, а также в образовании, здравоохранении, культуре и инновациях. Словом, трансформация всех отраслей осуществляется комплексно, с учетом национальных интересов и мнения народа.

Лидер страны ставит четкие задачи по искоренению бедности, совершенствованию социальной сферы, науки и инноваций. Подобные инициативы призваны вывести республику в ряд развитых стран мира, укрепить позиции национальной экономики в международных рейтингах. При этом важно понимать, что эффективность реформ определяет обеспечение верховенства закона.

22 февраля текущего года Президент выступил на очередной сессии Совета по правам человека ООН. Примечательно то, что наша страна впервые принимала участие в заседании в качестве полноправного члена СПЧ. В ходе выступления глава нашего государства затронул такие приоритетные задачи, как достижение Целей устойчивого развития до 2030 года, повышение роли женщин в общественной, политической и деловой жизни, защита молодежи, развитие институтов гражданского общества и поддержка свободы слова. Предложенные инициативы, по мнению ряда зарубежных экспертов и аналитиков, четко отражают приверженность Узбекистана двигаться по пути демократии.

Безоговорочно приоритетное направление дальнейшего углубления демократических преобразований в республике, как отметил лидер нашей страны, - это обеспечение основных прав и свобод человека. Работа направлена на реализацию гендерной политики, усиление роли женщин в государственном управлении; обеспечение и защиту прав лиц с ограниченными возможностями; поддержку и защиту прав молодежи; искоренение принудительного и детского труда.

С исторической точки зрения концепция прав человека зародилась в Европе в виде естественного права в XVII-XVIII веках во время эпохи Просвещения. Основная идея предполагала наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему с рождения. Далее в целях юридического закрепления этой доктрины были созданы Билль о правах в Великобритании и США, а также Декларация прав человека и гражданина во Франции. Большим шагом в этом направлении стало принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948-м, благодаря чему права человека приобрели международный статус.

Под правами человека в современном мире понимаются основные моральные гарантии. Ими обладают люди во всех странах. Моральные гарантии относятся к конкретным лицам, которые могут ссылаться на них, имеют высокий приоритет, а их соблюдение является обязательным, а не дискреционным.

Необходимо понимать: в широком смысле права человека охватывают не только базовые права людей, но также и такие сферы жизнедеятельности, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение и так далее. Поэтому, чтобы обеспечить гарантированность прав человека, в первую очередь необходимо создать благоприятную социально-экономическую среду как внутри страны, так и за ее пределами. Продвижение прав человека должно сопровождаться социальными и экономическими реформами, которые будут способствовать процветанию общества.

Права человека универсальны и обеспечение их защиты не должно ограничиваться пределами страны. Открытая и прагматичная внешняя политика Узбекистана, направленная на достижение целей мира, стабильности и экономического процветания в регионе, - верный путь к созданию прочной основы для обеспечения прав людей во всей Центральной Азии.

Говоря о защите прав человека, многие исследователи обращают внимание на внутреннюю политику страны. Однако следует помнить, что вклад Узбекистана в развитие прав человека очевиден и во внешней политике. Действительно, открытость и конструктивность нашего государства за последние годы дает реальные, конкретные результаты. Центральная Азия стремительно приобретает новый облик.

Что позволяет с уверенностью говорить об этом?

Можно привести несколько примеров. Были подписаны важные соглашения о делимитации и демаркации государственных границ с Кыргызстаном и Таджикистаном, упрощены визовые режимы, открыты десятки контрольно-пропускных пунктов на границах с соседними странами. Кроме того, налажены новые воздушные, железнодорожные и транспортные маршруты с Казахстаном и Кыргызстаном. Впервые за много лет возобновлено автобусное и авиасообщение между Ташкентом и Душанбе.

Конечно, наиболее впечатляющих результатов мы достигли в расширении региональной торговли. За последние четыре года товарооборот Узбекистана с государствами Центральной Азии вырос в несколько раз. После многолетних переговоров достигнут существенный прогресс по строительству железной дороги, соединяющей Китай и Центральную Азию через Кыргызстан.

Определяя приоритетные направления внешней политики страны, Президент в своем Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020-го подчеркнул уверенность в том, что в соседнем Афганистане наступит долгожданный мир и мы продолжим оказывать всемерную помощь в этом благородном деле.

Действительно, проблема мира и стабильности в ИРА остается на внешнеполитической повестке дня нашей республики. Важность ситуации в Афганистане для ЦА и Узбекистана очевидна по ряду причин. Прежде всего мир и стабильность в этой стране соответствуют цели по укреплению безопасности.

В то же время с экономической точки зрения строительство транспортно-торгового коридора через ИРА обеспечит выход нашей страны к портам Индийского океана и Персидского залива. В связи с этим надо отметить, что реализация Трансафганского транспортного коридора (например, Мазари-Шариф - Пешавар) обеспечит кратчайший выход государств Центральной Азии к пакистанским морским портам Гвадар и Карачи. При этом уменьшится стоимость перевозки грузов. Реализация такого проекта приведет к снижению стоимости продукции, которая поступает на наш внутренний рынок путем импорта. Это один из немногих примеров того, как экономические реформы создают благоприятную почву для обеспечения прав человека, защиту интересов народа.

Защита прав человека в Узбекистане рассматривается в качестве основного приоритета государственной политики в области укрепления мира и безопасности, стабильности, обеспечения устойчивого развития. Как многократно подчеркивал глава государства, наша цель - совместное формирование справедливой глобальной системы, которая будет обеспечивать основные права и свободы, здоровье и благополучие каждого человека.

Импульсом реформ в сфере защиты прав человека можно считать объявление 2017-го Годом диалога с народом и интересов человека. Мы не ошибемся, если отметим, что именно этот год положил начало новым демократическим преобразованиям в стране, а реформы в социальном секторе с тех пор приобрели необратимый характер. Были приняты значительные меры в области защиты прав человека. Созданы Народные приемные Президента во всех регионах, система национальных институтов по правам человека. Все это, безусловно, является свидетельством коренных преобразований в данной области.

Необходимо отметить и тот факт, что Узбекистан достиг существенного прогресса в выстраивании эффективного сотрудничества с ООН и рядом других авторитетных международных организаций и финансовых институтов. Ярким примером преобразований можно считать инициативы, выдвинутые Президентом на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 23 сентября 2020 года.

За последние годы в стране коренным образом улучшилась ситуация с обеспечением свободы совести и вероисповедания. Реальным содержанием наполнился принцип дальнейшего укрепления межнационального согласия и межконфессиональной толерантности. Последовательная реализация масштабных реформ, направленных на обеспечение подлинной независимости судебных органов и верховенства закона, поднятая на новый уровень бескомпромиссная борьба с коррупцией, создание Агентства по противодействию коррупции обозначили новый этап в укреплении основополагающего принципа защиты прав и свобод человека в Узбекистане.

Как и в любом современном государстве, основу гражданского общества в Узбекистане составляют независимые общественные организации. Сегодня они оказывают населению социальные услуги, занимаются общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека, решением вопросов местного значения. Через механизмы общественного контроля способствуют обеспечению прозрачности и эффективности работы государственных органов. Наряду с этим в республике реализуется ряд мер по созданию организационно-правовых, материальных условий для формирования и развития ННО. Осуществляемые широкомасштабные реформы определенно меняют мировоззрение и образ жизни людей.

Говоря о коренной модернизации, нельзя не затронуть достижения в области демократизации. Сегодня ключевое значение имеет широкое информирование населения и мирового сообщества о ходе реализации реформ, осуществление общественного контроля за их исполнением. Залогом эффективности преобразований становится активное участие граждан в процессах развития государства и общества.

Так, в рамках реализации Стратегии действий начато развитие института общественных обращений. За последние четыре года через этот уникальный механизм получено более 3,7 миллиона обращений от граждан по самым разным направлениям. Народные приемные Президента на местах перешли на активную систему решения проблем населения. Усилено такое взаимодействие и в регионах. Еще, к примеру, в 2015 году в Узбекистане действовало более 1400 СМИ. В 2020-м их количество достигло почти 1800. Создано порядка шестисот пресс-служб в министерствах и ведомствах, местных органах власти и организациях. Постоянная реакция официальных лиц на критические комментарии и острые вопросы населения в социальных сетях стали обыденным явлением.

Все вышеперечисленные направления, определенные Президентом Узбекистана в качестве приоритетных, служат свидетельством соблюдения и уважения прав и свобод человека, новых подходов в отношении общих угроз безопасности и устойчивого развития, имплементации международных стандартов в национальное законодательство, а также выполнения международных обязательств в сфере защиты прав и свобод человека.

Фаридун Саттаров.
Заведующий кафедрой политологии УМЭД,
доктор философии по политическим наукам (PhD).

Ширин Хамдамова.
Доктор философии по юридическим наукам (PhD).

Источник: Правда Востока №57(29561) от 20 марта 2021г.