Курс на демократизацию: инициативы Узбекистана признаются мировым сообществом
30.10.2020 2998
«Наши главные приоритеты - всестороннее содействие в самореализации, обеспечение защиты основополагающих прав и законных интересов человека. От этого зависят мир, стабильность и благополучие»
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан.
Защита прав, свобод и законных интересов человека сегодня является приоритетным направлением государственной политики Узбекистана. Став на путь демократизации и коренной трансформации всех сфер жизни общества, наша страна поступательно и весьма эффективно реализует реформы в области обеспечения прав граждан. Всего за последние несколько лет мы добились колоссального прорыва. О демократических преобразованиях, происходящих в республике, сегодня говорит весь мир. А избрание Узбекистана в Совет ООН по правам человека - яркое подтверждение того, что международное сообщество видит и признает наши достижения, а также готово всецело поддерживать на этом непростом пути.
Начало реформам в сфере защиты прав граждан положил Президент Шавкат Мирзиёев, объявив 2017-й Годом диалога с народом и интересов человека. Именно с этого момента все стало меняться коренным образом. Открытие Народных приемных, создание институтов детского и бизнес-омбудсмана, значительное укрепление действующих национальных институтов по правам человека (Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека и институт Омбудсмана при парламенте), а также международные инициативы страны в области защиты прав и интересов людей.
Отдельного внимания, конечно же, заслуживает тот факт, что за последние годы наша страна достигла существенного прогресса в выстраивании эффективного сотрудничества с ООН и рядом других международных организаций.
За последние годы наряду с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем Узбекистан посетили Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн, Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмед Шахид и Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян, а также представители таких авторитетных неправительственных организаций, как Human Rights Watch, Amnesty International, международной коалиции Cotton Сampaign и многие другие. Они провели открытые встречи с представителями государственных органов, СМИ, членами ННО.
А в докладе, посвященном Узбекистану, Human Rights Watch, осуществляющая мониторинг, расследование и документирование нарушений прав человека более чем в 70 странах мира подчеркивает, что Президент Шавкат Мирзиёев предпринял ряд конкретных шагов по улучшению ситуации с правами человека. Из документа следует: «В августе, выполняя одно из ключевых требований органов ООН по правам человека, он распорядился закрыть колонию в Жаслыке, которая многие годы оставалась олицетворением пыток и преследований критиков власти».
Верховный комиссар ООН по правам человека (2014-2018 гг.) Зейд Раад аль-Хусейн в ходе визита в Узбекистан ознакомившись со всеми сложностями и вызовами, стоящими перед реализацией действенной политики в области защиты прав человека, отметил: реформы, начатые в республике, будут иметь долгосрочный характер, и необходимо обеспечить их прозрачность.
Следует отметить и то, что за последние годы Президент подписал ряд законов и нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности системы правосудия, обеспечение справедливых и прозрачных судебных процессов. В соответствии с утвержденной Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах намечены модернизация государственного управления, судебно-правовой системы, либерализация экономики, реформы в социальном секторе.
В целом можно смело утверждать, что проводимая руководством страны политика основывается на принципах демократии и приносит соответствующие результаты: заметно вырос уровень благосостояния народа. Кроме того, обозначены четкие задачи по искоренению бедности, совершенствованию сфер образования, здравоохранения, науки.
Также лидер Узбекистана неоднократно подчеркивал, что эффективность всех реформ во многом определяют обеспечение верховенства закона, противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов и гражданского общества.
Четкие ориентиры взяты на социальное развитие. Граждане проявляют высокую активность в делах государства, выражают свое мнение относительно многих вопросов. Госорганы в свою очередь становятся все более открытыми, их деятельность теперь прозрачна для миллионов. Как отметил руководитель нашей страны, только таким путем можно достичь развития в современном мире.
- Важную роль играют инициативы в области прав человека, выдвигаемые Узбекистаном на международном уровне, - говорит преподаватель ТГЮУ, доктор философии по юридическим наукам (PhD) Фируза Хамдамова. - В этом году, несмотря на пандемию, был проведен Самаркандский форум по правам человека в онлайн-формате. Мероприятие показало заинтересованность нашей страны в выстраивании эффективного международного сотрудничества при любых обстоятельствах. Кроме того, за последние годы состоялось несколько визитов специальных докладчиков ООН в нашу республику. Это в свою очередь демонстрирует открытость Узбекистана к диалогу в области защиты прав человека.
Во главу угла политики Нового Узбекистана ставится повышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли средств массовой информации. Безусловно, претворение в жизнь масштабных инициатив возможно лишь при участии людей. Именно поэтому одна из главных целей - формирование в стране сильного гражданского общества, которое будет служить гарантом эффективной судебной защиты интересов граждан, ограничивать коррупцию и прочие негативные факторы.
- Поощрение и защита прав человека - одна из основных целей ООН, - говорит проректор УМЭД, доктор юридических наук Гулноза Исмаилова. - Большую роль в ее достижении играют органы по правам человека. Так, деятельность Совета ООН по правам человека (СПЧ), созданного в 2006 году, направлена на осуществление мониторинга выполнения государствами своих обязательств в сфере. В рамках СПЧ действует процедура Универсального периодического обзора, в ходе которого проводится оценка ситуаций в области прав человека в каждом из государств - членов организации. Избрание Узбекистана в Совет ООН, бесспорно, важное событие, свидетельствующее о признании международным сообществом достижений республики.
Впервые намерение быть избранным членом СПЧ наша страна озвучила на 37-й сессии Совета в Женеве в феврале 2018 года. С тех пор проделана огромная работа для успешной реализации данной инициативы. Членство в СПЧ, с одной стороны, будет способствовать укреплению позитивного имиджа Узбекистана на международной арене. С другой, обязывает поднять национальную политику в области прав человека на новый, более высокий уровень.
- Избрание в этот орган поможет расширить опыт Узбекистана в международных структурах, что имеет большое значение для дальнейшего повышения представленности государства в системе ООН и других авторитетных организациях, - продолжает Ф. Хамдамова. - Это будет способствовать и повышению доверия со стороны мирового сообщества к Узбекистану, укреплению взаимодействия, расширению сотрудничества. Примечательно и то, что членство в СПЧ обуславливает необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов в области прав человека (прежде всего юристов), чтобы представлять позиции Узбекистана в рамках организации. Важно отметить, что избранию страны способствовало укрепление сотрудничества с другими органами ООН, в том числе заключение соглашения между Узбекистаном и Международным судом ООН о содействии в подготовке юридических кадров.
Большим шагом в направлении реализации политики в области защиты прав человека стало принятие Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека 22 июня 2020 года. Документом предусмотрены широкомасштабные реформы в обеспечении законных интересов граждан. Большое значение приобретают в данном контексте кардинальные преобразования в общественном и государственном управлении, укрепление эффективных механизмов парламентского и общественного контроля.
- Стратегия определяет основные направления дальнейшего совершенствования сферы защиты прав и свобод человека, конкретные меры по совершенствованию законодательства и механизмов его реализации с учетом рекомендаций международных органов по правам человека и лучших зарубежных практик, передового опыта, - продолжает Г. Исмаилова. - При совершенствовании законодательства в области прав человека Узбекистан учитывает рекомендации договорных органов ООН. Наша страна ратифицировала около 80 международных договоров в сфере защиты прав человека. По шести ключевым из них Узбекистан представляет периодические национальные доклады. По итогам их рассмотрения выносятся заключительные замечания с рекомендациями по совершенствованию национальной политики в области прав человека.
Сегодня особое внимание уделяется мировым индексам и улучшению позиций нашей страны в разных рейтингах. При совершенствовании государственной политики будут приниматься во внимание индикаторы, указанные в них. Национальной стратегией по правам человека в том числе предусмотрено обеспечение вхождения республики в ряд 50 ведущих стран мира по международным рейтингам и индексам в сфере прав и свобод человека. При этом будут учитываться такие критерии, как верховенство закона, качество нормотворчества, эффективность деятельности правительства, свобода слова и информации, противодействие преступности и коррупции, условия ведения бизнеса, глобальная конкурентоспособность, инновационное развитие и другие.
- Одна из важнейших задач в рамках Стратегии действий - укрепление позитивного имиджа Узбекистана на мировой арене. Для этого необходимо, во-первых, выдвигать новые инициативы на международном уровне, во-вторых, повышать представленность государства в международных структурах, - комментирует Г. Исмаилова. - Инициативы Узбекистана, выдвинутые на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 году, внесли большой вклад в укрепление имиджа республики. Об этом свидетельствует успешная реализация всех вынесенных главой государства предложений. Так, в 2018-м в Самарканде был проведен Азиатский форум по правам человека, по итогам которого решено проводить каждые два года Самаркандский форум по правам человека, разработан проект Конвенции о правах молодежи, принятие которой также было предложено нашим Президентом. Инициативы, выдвинутые в этом году на юбилейной 75-й сессии Генассамблеи ООН, тоже получили широкую поддержку и стоит надеяться, что они будут реализованы в ближайшем будущем и внесут значимый вклад в укрепление международного сотрудничества. Избрание Узбекистана в СПЧ ООН, безусловно, будет способствовать укреплению авторитета нашего государства в мировом сообществе.
Эксперты отмечают, что важную роль в выборе кандидатуры Узбекистана сыграли инициативы в области прав человека, выдвинутые на международном уровне, демонстрирующие открытость к диалогу и совместным усилиям на благо интересов граждан.
***
В последние годы в Узбекистане проводится масштабная работа по укреплению правовой базы в сфере защиты прав человека, осуществляется имплементация международных стандартов в национальное законодательство, выполняются международные обязательства.
Завершая свое выступление на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Узбекистана сознательно акцентировал внимание на консолидации усилий мирового сообщества: «Мы должны работать в тесном партнерстве на основе новых подходов в отношении общих угроз безопасности и устойчивому развитию.
Необходимо дальнейшее усиление роли Организации Объединенных Наций как центральной координирующей международной структуры.
Узбекистан всегда готов к широкому и взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами мира и практическому диалогу с Организацией Объединенных Наций и ее институтами».
Евгения Юн,
«Правда Востока» №226(29456) от 30 октября 2020г.