09.08.2020 2335

COVID-19 в корне изменил традиционные представления  о сложившихся моделях управления государством, приоритетных сферах, особенно когда ведущие мировые державы испытывают системные сложности и серьезный шок, невиданный со времен Великой депрессии. Сейчас страны, можно сказать, теряются в поисках адекватных защитных мер.

Достаточно вспомнить историю периода Первой мировой войны, унесшей жизни миллионов людей, положившей конец эпохе экономического роста и глобализации начала XX века, принесшей с собой пандемию гриппа («испанки»), парализовавшей жизнь почти всей послевоенной Европы, породившей массовую безработицу и гиперинфляцию. А прежде чем страны смогли восстановиться, в США разразилась Великая депрессия, которая вызвала взрыв недовольства капитализмом и существовавшей тогда международной финансовой системой.

На протяжении всей истории эпидемии всегда наносили ущерб, который сопоставим с уроном от крупнейших вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Экономические потери от инфекционных болезней огромны, и специалисты затрудняются назвать даже примерные цифры глобального ущерба. Эпидемии наносят вред как прямой, так и косвенный, исходя из чего сложно подсчитать потери. По прогнозам ряда аналитиков, мировая экономика будет нести потери от коронавируса как минимум до конца 2020 года.

С первых дней пандемии COVID-19 в Узбеки­стане были разработаны программные задачи по смягчению ее воздействия на экономику и социальную сферу. Пакеты антикризисных мер многих государств предусматривают преж­де всего масштабную социальную поддержку населения. Политика Узбекистана, направленная на борьбу с последствиями пандемии коронавируса, признана одной из эффективных в этом плане.

Несмотря на кризис, в республике продолжается реализация начатых реформ, в частности в сфере образования. Одной из приоритетных задач в самом начале распространения коронавируса обозначено создание мер по смягчению негативных последствий. Организована системная работа по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития системы высшего и среднего специального образования, науки, внедрения современных форм и технологий обучения. С учетом особенностей сложившейся ситуации и потребностей реального сектора экономики прорабатывались вопросы оптимизации онлайн-образования, охватившего все регионы страны. Ведь обеспечение юных граждан качественными и доступными знаниями - задача, которая во многом определяет уровень и характер реформ, развитие общества и будущее всего государства. В этом смысле в нашей стране сегмент социальной политики рассматривается как ключевая составляющая масштабных преобразований.

Сегодня в рамках реализации программных положений Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития республики особое внимание фокусируется на расширении охвата молодежи высшим образованием, повышении качества знаний, укреплении материально-технической базы учебных заведений. Важную роль в достижении поставленных целей играет расширение сотрудничества с зарубежными партнерами. Стоит отметить, что в настоящее время в Узбекистане действуют филиалы ведущих университетов Италии, Южной Кореи, России, Индии. Кроме того, совместно с рядом мировых финансовых институтов успешно  реализуется ряд проектов в области высшего образования.

На совещании под председательством главы государства 6 августа отмечалась необходимость привлечения талантливых профессоров и преподавателей для обогащения учебного процесса новыми ресурсами, а также поставлена задача создания цифрового методического обеспечения теоретических и практических занятий,  адаптированных к дистанционным занятиям учебных программ по всем предметам, которых в республике насчитывается более 7,2 тысячи.  Президент подчеркнул: «Опыт развитых стран показывает, что без адаптации учебных заведений к требованиям времени трудно достичь научных и технологических успехов».

Как известно, интересы всякого государства базируются на всестороннем развитии интеллектуального, духовного и экономического потенциала, осуществляемом через совершенствование системы поддержки высшего профессионального образования, научных исследований и инноваций и их связи с интересами малого и среднего бизнеса, эффективными стартапами в приоритетных областях экономики. Государство видит в этом важнейшее условие экономической стабильности и научно-технологического прог­ресса. Чего стоит одна лишь инициатива подготовки миллиона программистов и открытия IT-парков в регионах. Только передовой подход к подготовке кадров и цифровизация позволят модернизировать все сферы, помогут вывести их на новый уровень.

Государство проводит активную политику поддержки научной  деятельности на всех уровнях, способствуя разработке различных путей, форм и методов ее осуществления.  В контексте экономической реформы процесс совершенствования  научно-исследовательской деятельности вузов Узбекистана сегодня успешно интегрирует в себя следующие аспекты:

  • внедрение новых технологий обучения, которые органично сочетают глубокие научные исследования с многоуровневой системой образования;
  • развитие инновационной образовательной деятельности в вузах;
  • восстановление творческой и плодотворной среды в научных коллективах университетов, свободный выбор тематики и партнеров, конкуренции идей, концепций, научно-методических и технических решений;
  • реальное обеспечение приоритетного развития фундаментальных исследований в вузах.

Основным критерием, влияющим на рейтинг вузов страны, является научная деятельность. В мировом рейтинге университетов по версии Times Higher Education доля научно-инновационных показателей составляет 62,5 процента.  В последние годы произошли существенные продвижения по этим показателям и в отечественной вузовской системе.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить воспроизводство интеллектуального потенциала республики, внед­рение инноваций в отрасли экономики, требует всестороннего развития научных исследований и использования их результатов в учебном процессе. Так, в целях повышения  эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры и социальной сферы на базе вузов может быть создана некая институциональная модель, объединяющая образовательные учреждения, реализующие прог­раммы различного уровня, а также иные некоммерческие организации или их структурные подразделения.

На совещании главы государства от 28 мая 2019 года, посвященном задачам развития сферы науки и высшего образования, были определены приоритеты дальнейшего прогресса в соответсвующем направлении. Именно тогда Президент предложил идею создать Республиканский совет по науке и технологиям, которая была поддержана академической общественностью. «Основная цель этой работы - развивать человеческий капитал в нашей стране. Одним только сырьем и его переработкой далеко не продвинуться. Более того, инновации нужны для создания добавленной стоимости в производстве. Поэтому наука будет важным направлением, точкой опоры нашего развития» - отметил глава государства.

По итогам совещания и в целях успешной реализации реформ в этой области в июле прош­лого года был принят программный документ - Указ Президента «О мерах по реформированию управления в сфере высшего и среднего специального образования». Особое внимание в нем уделено организации образовательного процесса в соответствии с передовой международной практикой, внедрением новых педагогических технологий и методик, совершенствованием учебных планов и предметных программ, обновлением образовательного процесса с внедрением современных форм обучения и информационно- коммуникационных технологий.

В нынешних непростых условиях реализация всех вышеперечисленных задач позволит улучшить содержание образовательного процесса, повысить качество подготовки кадров. На это направлена начатая политика по повышению статуса и престижа преподавателей в обществе, а также пять важных инициатив Президента, цель которых - создание дополнительных условий для воспитания и всестороннего развития молодежи.

Сегодня потребности реального сектора экономики и социальной сферы создают необходимость открытия в регионах страны новых вузов, филиалов ведущих зарубежных университетов, внедрения современных программ образования, стандартов подготовки кадров по соответствующим направлениям бакалавриата, магистратуры и базовой докторантуры. Все это, несомненно, станет весомой лептой в укреплении статуса и позиций нашего государства не только в регионе, но и во всем мире.

Улугбек Хасанов.
Кандидат политических наук, доцент,  заведующий кафедрой УМЭД.

Газета "Правда Востока" №167 (29397) от 9 августа 2020г.