04.06.2020 3250

«Стремление овладевать современными знаниями, быть просвещенными и обладать высокой культурой должно стать для всех нас жизненной потребностью».

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.

Перед современным Узбекистаном стоят глобальные задачи, для реализации которых проводятся широкомасштабные реформы во всех сферах. В этом деле важна роль высококлассных специалистов, кадров новой формации, способных достойно представлять республику на мировой арене. Будущее страны, как и ее благополучное настоящее, -  в руках гармонично развитой молодежи. И приоритетная задача руководства государства - обеспечить юношей и девушек необходимыми условиями для плодотворной деятельности.  Ведь сегодня реформы в сфере просвещения  и науки - требование времени. И инновационные решения, и компетентностные подходы на основе передовых технологий в образовании должны вывести республику в ряд развитых стран мира.

Выступая с Посланием Олий Мажлису 24 января этого года Президент отметил позитивные изменения в системе образования, а также обозначил новые задачи. Лидер страны сказал: «Мы поставили перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможем достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации. Для этого нам прежде всего необходимо воспитать кадры новой формации, выступающие инициаторами реформ, обладающие стратегическим видением, глубокими знаниями и высокой квалификацией. Именно поэтому мы начали реформирование всех звеньев образования - от дошкольного до высшего».

Действительно, в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию системы образования. В связи с этим все более актуальным становится вопрос подготовки востребованных и знающих свое дело специалистов. Исходя из поставленных задач высшая школа, постоянно обновляясь, должна предоставлять возможности для  кадров новой формации, способных действовать самостоятельно, принимать важные решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Сегодня отношения Узбекистана с зарубежными странами развиваются многосторонне, растет прес­тиж республики на международной арене.

«Наука и просвещение имеют первостепенное значение для повышения интеллектуального и духовного потенциала не только молодежи, но и всего нашего общества. Там, где не развивается наука, наблюдаются регресс, отсталость общества во всех сферах», - особо подчеркнул глава нашего государства в обращении к парламенту.

Опираясь на опыт развитых стран, стоит отметить, что национальная система образования нуждается в серьезных реформах. В частности, уровень языковой грамотности отечественных кадров не соответствует современным требованиям. Существует большая потребность в специалистах, владеющих устными и письменными коммуникативными навыками, способных мыслить аналитически, а также правильно изъясняться.

Владение иностранными языками - один из основополагающих факторов для выпускников вузов - молодых специалистов: это возможность выйти на мировой уровень, чтобы достойно представлять свою страну за ее пределами. На основе зарубежного опыта мы работаем над совершенствованием стандартов высшего образования, пересматриваем его направления и структуру изучаемых дисциплин.

Целью языкового обучения при подготовке кадров является совершенствование компетенций, в частности, коммуникативных, лингвистических и культурных. Это должно способствовать развитию личности студента и, конечно, его профессиональных навыков. Тогда юноши и девушки смогут не только свободно общаться, но и стать носителями данных компетенций, повсеместно распространяя полезный формат общения. Исходя из поставленных требований по подготовке кадров необходимо разработать программы по обучению иностранным языкам и создать специальные дисцип­лины, направленные на более глубокое их усвоение.

Основной целью обучения языку для межкультурного общения должно стать развитие у студентов необходимого уровня коммуникативной компетентности при одновременном формировании и совершенствовании личности, способной к дальнейшему самообразованию, использованию полученных знаний для решения важных жизненных и профессиональных проблем.

Сегодня отсутствие требований к базовому владению языком создает серьезную проблему в формировании знаний и навыков, изложенных в программе высшего образования.

Президент отметил, что следует создать национальную тестовую систему оценки знания родного языка. При этом учащийся будет иметь возможность сдать данный экзамен в любое время и получить соответствующее свидетельство, в результате не будет необходимости в повторной сдаче тестов по родному языку при поступлении в вуз.

Опыт показывает, что определенные минимальные требования к уровню владения языком служат основой для обеспечения преемственности в образовании, совершенствования программ обучения и преподавания языка в высшей школе. Разработка требований к преподаванию и изучению узбекского и русского языков на основе международных стандартов значительно повысит уровень владения ими. Единственной проблемой для полной реализации программ является низкий уровень элементарных (базовых) знаний абитуриента.

Таким образом, необходимо разработать требования к уровню владения родным языком и на основе единого подхода внедрить их в систему высшего образования. Только так мы сможем добиться эффективной преемственности в образовании. А создание четкого механизма определения уровня владения языком станет важным фактором его широкого использования выпускниками в профессиональной деятельности.

Мехрибон Абдурахманова,
з
аведующая кафедрой УМЭД.

Наргис Шарипова, кандидат педагогических наук.

Опубликовано в газете "Правда Востока" от 29.04.2020г.