13.05.2020 4272

Президент страны включает выстраивание эффективного и прямого диалога с населением в число приоритетных задач, стоящих перед государственными органами. Нынешние реалии требуют от властей налаживания взаимодействия с народом в вопросах, напрямую касающихся его благополучной жизни. Ведь современный Узбекистан избрал для себя демократический путь развития. А значит, реформы, инициируемые государством, должны продвигаться в жизнь с учетом мнения граждан.

В Послании Олий Мажлису от 24 января этого года глава государства вновь отметил важность совершенствования и усиления общественного контроля, что необходимо для установления более тесного взаимодействия между государством и социумом. Наиболее эффективным механизмом для реализации преобразований в этом направлении служит создание Общественной палаты. Этот орган призван укрепить институциональный механизм защиты прав и интересов человека. Основная же цель заключается в повышении стабильности и обеспечении устойчивого развития социума в ходе реализации широкомасштабных реформ.

16 апреля нынешнего года глава государства принял Указ «О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан». В документе отмечено, что появление нового органа обусловлено целью воплотить на практике идею «Инициатор реформ - само общество», которую выдвинул лидер страны. Расширение масштаба участия населения в управлении делами государства и общества, достижение Целей устойчивого развития ООН, установление тесного взаимного сотрудничества граждан, общества и государства, а также усиление общественного контроля за деятельностью государственных органов и учреждений - таковы основные задачи, стоящие перед Общественной палатой. Известно, что формирование активного гражданского общества - неотъемлемая часть демократических преобразований. Узбекистан наметил для себя цель - войти в число развитых стран мира. Государственное и общественное развитие служит для этого необходимым условием. 

- Формирование сильного гражданского общества - длительный эволюционный процесс прогрессивного становления под влиянием социальных, исторических, этнокультурных факторов, сопровождаемый поиском и утверждением гражданских ценностей, ростом правосознания людей, активности субъектов гражданского общества, - говорит доктор юридических наук, профессор УМЭД Сурайё Адилходжаева. - Роль гражданского общества в совершенствовании деятельности государственных институтов высока.

В результате проводимых последовательных демократических преобразований за последние три года гражданское общество в Узбекистане заметно активизировалось, выросло правосознание, что привело к качественным изменениям в общественной жизни. Идея Президента о создании Общественной палаты весьма своевременна. Поможет в решении многих сложных вопросов, касающихся эффективности государственного управления, искоренения недостатков и обеспечения процессов модернизации во всех сферах. Таким образом, создаются новые возможности для влияния граждан на ход происходящих в жизни страны событий. А это в первую очередь важно для благополучия населения, дальнейшей демократизации государства без ущерба социальной стабильности.

Демократические преобразования в государственной и политической жизни страны неизбежно связаны с формированием новых институтов гражданского общества, осуществляющих контроль за органами власти. Создание Общественной палаты - новый, закономерный этап социализации государственных институтов. Она призвана обеспечить согласованность в процессе решения важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, а также следования демократическим принципам. В целом это весьма прогрессивный шаг. Еще Гегель утверждал, что устойчивое гражданское общество возможно тогда, когда оно находится в состоянии равноправного партнерства и качественного правового взаимодействия с государством.

С учетом проводимых в нашей респуб­лике преобразований такое решение весьма актуально. Ведь, как мы знаем, наиболее важные направления социальной политики обозначены главой государства более чем конкретно. Президент выдвинул целевые ориентиры на 2020 год, поручив усилить поддержку женщин и молодежи, пересмотреть порядок назначения и выплат пособий, коренным образом реформировать пенсионную систему, наладить профессиональное обучение безработных, широко использовать передовые формы социальной помощи, улучшить качество и расширить охват населения медицинскими услугами в целях укрепления генофонда нации. Реформы на благо народа - приоритет, взятый за основу развития современного Узбекистана.

Проводимая руководством республики политика основывается на принципах демократии и приносит соответствующие результаты: уровень благосостояния народа заметно вырос. Президент обозначил перед правительством четкие задачи по искоренению бедности, совершенствованию сфер образования, здравоохранения, науки. Такие благие инициативы призваны вывести Узбекистан в ряд сильных развитых стран мира. Также глава государства неоднократно подчеркивал, что эффективность всех реформ во многом определяют обеспечение верховенства закона, противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов. Только социальная справедливость способна искоренить бедность и коррупцию в стране, считает Президент.

Действительно, за последние годы в Узбекистане наметилась четкая тенденция открытого обсуждения и поиска путей решения острых проб­лем. Перед узбекистанцами ставятся стратегически важные задачи, решение которых обес­печит полную модернизацию страны, ее интеграцию в мировое сообщество, повышение благосостояния народа и процветание Родины.

- Общественная палата - это общественный институт, который призван обеспечивать взаимодействие граждан Узбекистана с органами государственной власти, способствовать вовлечению структур гражданского общества в процессы выработки политических решений для улучшения качества принимаемых решений и их практической реализации, - продолжает профессор. - Вот основные направления Общественной палаты: развитие социального диалога на стадии выработки политических решений, обеспечение информационной открытости госучреждений, расширение представительства структур гражданского общества в наблюдательных структурах в системе законодательной власти и государственных некоммерческих организациях, создание эффективных механизмов обжалования действий и решений госорганов, а также вовлечение гражданского общества в предоставление социальных услуг.

Более того, Общественная палата должна стать той структурой, посредством которой предприниматели смогут развивать свою социальную активность и влиять на государственную политику с экономической стороны.

Разумеется, важно учитывать в этом деле и опыт зарубежных стран. Подобные институты, способствующие эффективному взаимодействию гражданского общества с властью, нередко встречаются в странах с развитой демократической системой. Во Франции, к примеру, создан и функционирует Экономический и социальный совет, который является консультативным органом. Его деятельность закреплена в Конституции страны и включена в систему публичной власти. Важную роль в системе гражданского общества играют общественные консультативные советы, действующие в Германии, Италии, Греции, России.  

- Эффективность любого вновь создаваемого органа обеспечивается действенностью функциональных связей и его четко определенными и закрепленными в законе полномочиями, -  комментирует С. Адилходжаева. -  Для функционирования Общественной палаты важно определить ее возможности и сформулировать приоритетные задачи, права и обязанности, внутреннюю организацию и место в структуре власти. Это может осуществляться в формах взаимодействия с парламентом в процессе правотворчества, контроля за деятельностью органов исполнительной власти, создания общественных советов, получения необходимой информации от госорганов на местах. 

В ходе общественного контроля выявляются допущенные органами власти нарушения, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также причины и условия подобных нарушений. Существует несколько механизмов его реализации: дача заключений о нарушениях законодательства органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и направление их в компетентные органы; проведение общественной экспертизы; информирование общества о состоянии дел в органах исполнительной власти; работа с обращениями, заявлениями и жалобами граждан.

- Общественная палата Узбекистана - новый институт, призванный активизировать взаимодействие населения и субъектов гражданского общества с органами государственной власти в целях учета потребностей и интересов народа, - говорит профессор. - Защита прав и свобод общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти - важные аспекты демократизации. Решение Президента о создании Общественной палаты свидетельствует о весомости гражданского общества и готовности властей учитывать реальные интересы людей, приводить в действие механизм контроля гражданского общества за деятельностью госорганов. Именно так формируется народовластие.

Создание Общественной палаты - своего рода итог в закономерном процессе социализации государства и развития институтов гражданского общества. Это новый механизм прямой и обратной связи между народом и властью. В нынешних условиях важно умение слушать и слышать человека, учитывать его законные интересы. В свою очередь граждане должны знать свои права и обязанности, а также уметь отстаивать их и следовать им в соответствии с законом.

Только вместе и сообща мы сможем построить сильное гражданское общество.

Евгения Юн.
«Правда Востока».

Опубликовано в газете «Правда Востока» №100 от 13.05.20.